2. Биологические и физиологические учения как основание различных направлений психологии

К оглавлению

2.1. Витализм

2.2. Эволюционизм

2.2.1. Теория эволюции живой природы и принципы ее развития: изменчивость, наследственность, естественный отбор, адаптация

2.2.2. Принятие эволюционных идей и утверждение необходимости при изучении психики опираться на данные физиологии

2.2.3. Эволюционный ассоцианизм. Сознание как инструмент приспособления организма к среде

2.2.4. Творение и эволюция в примитивных космогониях

2.2.5. Концепция наследуемости приобретаемых признаков и объяснение действия торможения оттоком нервной энергии

2.2.6. Учение о возможной эволюции человека (самораскрытие скрытых качеств и самоосознание себя)

2.2.7. Эволюционная эпистемология

2.2.8. Концепция различения и создания мозгом порядка как эволюционное обобщение давно присущего миру порядка

2.3. Сравнительная психология (психобиология) и бихевиоризм

2.3.1. Психобиологическая концепция рефлекса

2.3.2. Теория рекапитуляции

2.3.3. Концепция детерминистского и объективного подхода к исследованию поведения живых существ

2.3.4. Биопсихология и смежные науки

2.3.5. Учение о тропизмах

2.3.6. Биогенетический закон

2.3.7. Исследование поведения животных. Основные законы научения (упражнения и эффекта)

2.3.8. Концепция исследования закономерностей поведения приматов. Законы Йеркса-Додсона

2.3.9. Организмическая теория биологии личности

2.3.10. Основание этологии как науки. Концепция инстинкта

2.3.11. Генетическая концепция агрессивного поведения. Модель поведенческого акта. Этологические подходы к психологии человека

2.3.12. Теория социального научения

2.4. Функционализм  психологическое рассматривается как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к среде

2.4.1. Функциональный подход в психологии

2.4.2. Явления и психические функции как предмет психологии. Концепция об интеллектуальных и эмотивных функциях

2.4.3. Учение о психических операциях, выполняющих роль посредников между организмом и средой. Организм действует, используя свои функции – память, внимание, мышление и др. как психофизическое целое

2..4.4. Историческое развитие психических функций

2.5. Учения и теории физиологии

2.5.1. Открытие и введение фундаментального для физиологии и психологии понятия «рефлекс» и рефлекторного поведения

2.5.2. Естественнонаучная теория психической регуляции поведения и учение о рефлексах головного мозга

2.5.3. Учение о высшей нервной деятельности, условных рефлексах и принципах взаимодействия сигнальных систем

2.5.4. Физиологичский идеализм – концепция, утверждающая, что  восприятие объективного мира обусловлено структурными и функциональными особенностями мозга

2.5.5. Учение о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения

2.5.6. Теория функциональных систем. Концепция системогенеза

2.6. Концепции и теории психофизиологии и нейропсихологии

2.6.1. Учение о рефлекторной природе поведения

2.6.2. Концепция специфической энергии органов чувств. Строение и функции органов чувств

2.6.3. Физиологическая психология

2.6.4. Изучение мозга и психической деятельности

2.6.5. Физиология активности

2.6.6. Мозг и психические процессы

2.6.7. Концепция «языков мозга»

2.6.8. Теоретическая психофизиология

2.7. Рефлексология (объективная психология)

2.8. Концепции и теории медицинской психологии

2.8.1. Концепция использования психической патологии для изучения нормы (клинический метод)

2.8.2. Психопатология в применении к психологии нормы

2.8.3. Психология в психиатрии

2.8.4. Теория психотической тревоги

2.8.5. Методологическое воззрение, согласно которому сущность и природа изучаемых психологией явлений в наиболее чистом виде раскрывавется в их крайних, патологических выражениях

2.8.6. Теоретические и прикладные проблемы патопсихологии

2.8.7. Холистическая теория неврозов

2.8.8. Методология медицинской психологии

2.9. Концепции и теории психогенетики

2.9.1. Евгеника

2.9.2. Наследственные формы нервных болезней и неосознаваемые психические явления

2.9.3. Наследственность душевных свойств

2.9.4. Психиатрические исследования наследственности

2.9.5. Наследственный генез дефектных нарушений у людей. Судьбоанализ как метод определения латентной генной структуры

2.9.6. Генетическая психология

2.9.7. Возрастная психогенетика