1.4.2.1.3. ОБ ОНТОЛОГИИ ГЕГЕЛЯ. АНАЛИЗ ОСНОВАНИЙ ТЕОРИИ ИСТОРИЧНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ
МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (1898 –
1979) - немецко-американский философ, социолог и социальный психолог. Д-р
философии (1922), профессор Колумбийского, Гарвардского, Калифорнийского ун-тов
и ун-та в Сан-Диего (Калифорния, 1965 - 1979). Один из основателей
Франкфуртского ин-та социальных исследований. Изучал философию и экономику в
Берлинском и Фрайбургском ун-тах. После завершения учебы занимался различными
философскими исследованиями, в том числе по марксистской философии истории. С
1927 г. сотрудничал с Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером. В 1932 опубликовал работу
"Онтология Гегеля и основание теории историчности". Приступил к
разработке собственной версии критической теории буржуазного (индустриального)
общества. В 1933 г. работал в Институте социальных исследований (Франкфурт),
где сотрудничал с Т. Адорно, М. Хоркхаймером и др. В 1933 после прихода к
власти нацистов эмигрировал в Швейцарию (Женеву), а в 1934 - в США. Преподавал
в Колумбийском университете (Нью-Йорк) и др. В 1939 - 1945 работал в
информационных органах Управления стратегической разведки США. В 1941
опубликовал книгу "Разум и революция. Гегель и становление социальной
теории", в которой критиковал нацистскую интерпретацию философии Гегеля. В
1951 - 1953 работал в Колумбийском и Гарвардском ун-тах, в т.ч. в "Русском
исследовательском центре". В 1955 г. опубликовал книгу "Эрос и
цивилизация. Философское исследование учения Фрейда" (в немецком издании
1965 г. - "Структура инстинктов и общество"), в которой изложил
оригинальные философско-социологические идеи фрейдомарксистского толка.
Предлагая современное философское толкование З. Фрейда, М. признал
психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но
утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос
и установлении либидозных трудовых отношений, в общем понимаемых как социально
полезная деятельность, не сопровождающаяся репрессивной сублимацией. Движение в
этом направлении, по М., предполагает преодоление прибавочной (дополнительной)
репрессии (подавления), порождаемой преимущественно, современными формами
производства и отчужденного труда. В этой связи придавал большое значение
превращению труда в свободную игру человеческих способностей. Исследовал
происхождение и диалектику репрессивной цивилизации, но в отличие от З. Фрейда,
считавшего, что репрессивный характер цивилизации не может быть изменен без
катастрофических последствий, призывал к преодолению репрессивного изобилия,
для формирования нового мира человека, соответствующего его инстинктам жизни.
Предложил версию нового понимания принципа реальности и исследовал возможности
развития инстинктов в направлении нерепрессивной цивилизации. Развивая учение
З. Фрейда, сформулировал и развил идеи о полиморфной сексуальности, прибавочной
репрессии, принципе производительности, самосублимировании сексуальности и др.
В 1950-70-х гг. работал профессором Колумбийского ун-та и ун-та в Сан-Диего.
Одновременно занимался исследованием различных, преимущественно, философских
проблем. Получил широкую известность как автор понятий и концепций
"одномерного человека" и "одномерного общества", изложенных
в книге "Одномерный человек: Исследования по идеологии развитого
индустриального общества" (1964). Утверждал, что современная
идеологизированная индустриальная культура, главным образом в лице
изготовителей политики и их наместников в сфере массовой информации,
интегрирует любую оппозицию и альтернативы и формирует "одномерное
мышление и поведение" людей. В силу этого обстоятельства в современном
индустриальном обществе появился новый массовый тип "одномерных"
людей, утративших способность социально-критического отношения к сущему и ориентированных
на потребление и автоматический конформизм. Констатировал, что революционная
инициатива переходит к различным "аутсайдерам". Полагал, что началом
и движущей силой социальных изменений должен стать "Великий Отказ" от
традиционных ценностей, перерастающий в культурную революцию, обеспечивающую
обретение новой чувственности и освобождение людей от тотального контроля. В
ряде книг, в том числе в "Психоанализ и политика" (1968), "Эссе
об освобождении" (1969) и др., критиковал современное индустриальное
общество за его сверхрепрессивность и распространение ложных потребностей. Идеи
и концепции М. были использованы в качестве теоретического фундамента движением
"новых левых" во второй половине 1960-х гг., которое ориентировалось
на тотальную революционную войну против репрессивной культуры и всего
капиталистического общества. В 1972 г. в работе "Контрреволюция и
бунт" М. откорректировал свои концепции и дистанцировался от
леворадикального движения. М. так же автор книг "Советский марксизм.
Критическое исследование" (1958), "Культура и общество" (1965),
"Идеи к критической теории общества" (1969), "Эстетическое
измерение: К критике марксистской эстетики" (1977) и др. В рус. пер.
издано: «Очерк об освобождении», М., 1970; «Одномерный человек», М., 1994; «Эрос
и цивилизация», Киев, 1995.
В.И. Овчаренко