ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

К оглавлению

1.1. Психологические представления в доклассической философии

1.1.1. Концепция культа как субстанции любой религии. Дохристианские культы

1.1.2. Теория магии и религии

1.1.3. Магия, наука и религия

1.1.4. Восточный мистицизм, антропокосмизм и психология духовности

1.2. Психологические представления в классической античной философии (космоцентризм)

1.2.1. Первая в античной философии завершенная синтетическая концепция 

1.2.2. Материалистическая трактовка происхождения мира и человека

1.3. Психологические представления в религиозной философии

1.3.1. Дохристианские культы

1.3 1.1. Религия семитов. Дохристианский Иисус

1.3.1.2. Теория магии и религии

1.3.1.3. Магия, наука и религия

1.3.2. Христианская философия

1.3.2.1. Догматика

1.3.2.2. Волюнтаризм и этика

1.3.2.2.1. Концепция всеобщей воли и воли всех

1.3.2.3. Дуализм

1.3.3. Психологические представления русской христианской философии (XIX – XX вв.). Экуменизм.

1.3.4. Персонализм (концепция человека в христианской психологии

1.3.4.1. Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа

1.3.4.2. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности

1.3.4.3. Христианская этика и духовная активность человека. Разведение понятий душа, душевная жизнь и сознание

1.3.4.4. Критический персонализм

1.3.4.5. Проблема связи психологии и религии

1.3.5. Проблемы русского  религиозного сознания

1.3.5.1. Проблемы нравственности и русского религиозного сознания

1.3.5.2. Религия и культура. Метафизика христианства

1.3.6. Религиозно - психологические представления зарубежной философии (XVIXIX вв.)

1.3.6.1. Протестантская неосхоластика

1.3.6.2. О веротерпимости

1.3.6.3. Пантеизм: тождество Бога и природы

1.3.6.4. Теория метафизического доказательства существования Бога, включающая доказательства онтологическое, космологическое, от вечной истины и от предустановленной гармонии (которое было обобщено в доказательство от намерения)

1.3.6.5. Теизм и принципы «естественной религии»

1.3.6.6. Необходимость веры в Бога для примирения нравственного сознания с фактами зла в человеческой жизни

1.3.6.7. История религии: от слова к вере

1.3.6.8. Многообразие религиозного опыта

1.3.6.9. Генезис и функции религии

1.3.6.10. Открытие Бога

1.3.6.11. Концепция верования

1.3.7. Трактовка души в религиозной философии и психологии

1.3.7.1 Учение о бессмертии и переселении душ

1.3.7.2. Душа – способ организации живого тела. Она - носитель сознания и одновременно ведает всеми функциями организма.

1.3.7.3. Дуализм души: - учение о взаимодействии души и тела; учение о страстях души

1.3.7.4. Критика Г. Лейбницем трактовки души как «чистой доски»

1.3.7.5. Идея спонтанной активности души

1.3.7.6. Проблема бессмертия человеческой души и возможных форм ее посмертного существования

1.3.7.7. Душа как идеальный и неумирающий жизненный центр

1.3.7.8. Учение о перевоплощении

1.3.7.9. Душа России

1.3.7.10. Понимание сущности души и выделение двух ее уровней - низшего связанного с эмоциями и чувствами (телом), и высшего, несущего на себе отпечаток веры в Бога.

1.4. Психологические представления в научной философии нового времени (XVI XVIII вв.)

1.4.0. Дифференциация и систематизация естественнонаучного знания, выработка общенаучных  методов познания и исследование разума

1.4.1. Метафизический, естественнонаучный материализм (XVIXVIII вв.) как основание психологии

1.4.1.1. Эмпиризм – учение, признающее чувственный опыт единственным источником

1.4.1.1.1. Английский материализм. Учение о науке и ее методах

1.4.1.1.2 Механистический материализм (систематизация материализма Ф. Бэкона)

1.4.1.2. Материалистический сенсуализм

1.4.1.2.1. Теория ассоциации идей («психохимическая концепция»)

1.4.1.2.2. Сенсуалистическая теория познания

1.4.1.3. Рационализм 

1.4.1.3.1. Рационалистическая метафизика и дуализм

1.4.1.3.2. Учение о логическом монизме

1.4.1.4. Деистический материализм

1.4.1.5. Материалистические идеи в философии и психологии просвещения (XVIII в.)

1.4.1.5.1. Деистические воззрения в просвещении

1.4.1.5.2. Система воззрений, отрицающая существование бога и религию вообще

1.4.1.5.3. Вера во всесилие человеческого разума и его способность выявить исходные причины социального зла и неправды

1.4.1.6. Предпосылки возникновения философии марксизма

1.4.1.6.1. Естественонаучные открытия как предпосылки философии марксизма

1.4.1.6.1.1. Закон сохранения и превращения энергии

1.4.1.6.1.2. Теория происхождения и развития видов растений и животных

1.4.2. Психологические представления в учениях идеалистической философии (XVI-XVIII вв.)

1.4.2.1. Объективный идеализм. Идеи для психологии

1.4.2.1.1. Учение о бытии в форме учения о субстанциях и монадах

1.4.2.1.2. Спиритуализм, как монистическая система философии

1.4.2.1.3. Об онтологии Гегеля

1.4.2.2. Субъективный идеализм. Идеи для психологии (xvi-xviii вв)

1.4.2.2.1. Учение, отрицающее существование материи (физической субстанции)

1.4.2.2.2. Основные принципы новоевропейского агностицизма

1.4.2.3. Концепция дуализма в немецкой философии конца xviii в.

1.4.2.3.1. Учение о явлениях и вещах (критика чистого разума)

1.5. Развитие в психологии идей постклассической философии (XIXXX вв.)

1.5.1. Идеи эмпиризма и рационализма в психологии (XIXXX вв.)

1.5.1.1. Эмпиризм в психологии

1.5.1.2. Концепция конкретного идеализма в противовес эмпиризму и рационализму 

1.5.1.3. Концепция «природного эксперимента

1.5.1.4. Неорационализм

1.5.1.5. Психологизм

1.5.1.5.1. Психологизм (химический элементаризм)

1.5.1.5.2. Концепция психологии как науки о непосредственном опыте: индивидуальное сознание анализируется с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за своими собственными ощущениями, чувствами, представлениями

1.5.1.5.3. Концепция номотетической (объяснительной) психологии

1.5.1.5.4. Психология с эмпирической точки зрения

1.5.1.5.5. Концепция, согласно которой исходным пунктом общества является психология индивида, а ключевыми процессами социальной жизни факторы подражания, изрбретения и оппозиции. При этом социология по существу тождественна «интерпсихологии»

1.5.1.5.6. Концепция психологического эксперимента как «созерцания» собственной духовной жизни

1.5.1.5.7. Учение о суждении в психологизме

1.5.2. Ассоциационизм. Использование его принципов в психологии (xixxx вв.)

1.5.2.1. Учение о трех видах ассоциаций: по сходству, смежности в пространстве-времени и причинности

1.5.2.2. Использование теории ассоцианизма для доказательства формирования сознания и психики человека в результате  воздействия внешней среды и воспитания

1.5.2.3. Ассоциации – основа работы человеческого ума. Вторичные законы ассоциаций

1.5.2.4. Концепция ассоциации представлений

1.5.2.5. Основные законы ассоциации (по смежности и сходству) и дополнительные законы - составной и конструктивной ассоциации

1.5.2.6. Концепция соединения ассоцианизма с принципом развития, позволяющая объяснить развитие как нарастание ассоциативных связей в филогенезе и онтогенезе

1.5.2.7. Исследование различных видов ассоциации, как основы памяти, на основе постулатов ассоцианизма и принципа изоморфизма. Обусловленность ассоциаций сознательной установкой на заучивание

1.5.2.8. Применение методов психофизики к процессам памяти. Разработка в качестве ассоциативного материала «бессмысленных слогов»

1.5.3. Позитивизм (XIX-XX вв.)

1.5.3.1. Классический позитивизм

1.5.3.2. Эмпириокритинизм (махизм)

1.5.4. Неокантианство (XIX – начло XX вв.)

1.5.4.1. Психофизиологическое направление неокантианства

1.5.4.2. Позиция материалистического детерминизма в объяснении психической жизни человека

1.5.4.3. Реалистическое направление неокантианства

1.5.4.4. Объективная психология - психологическое направление неокантианства

1.5.4.5. Трансцендентально-психологическое направление неокантианства

1.5.5. Марксистская методология в психологии (XX в.)

1.5.5.1. Критика марксистской методологии применительно к экспериментальной психологии. Допустимость марксизма только в социальной психологии

1.5.5.2. Проблемы психологии и теория исторического материализма

1.5.5.3. Диалектический материализм и диалектический метод в психологии

1.5.5.4. Разработка марксистской психологии как системы психологических знаний с позиций марксистской методологии

1.5.5.5. Концепция реактологии

1.5.5.6. Неомарксизм (западный марксизм)

1.5.6. Иррационализм (XVIIIXX вв.)

1.5.6.1. Концепции и школы иррационализма

1.5.6.1.1. Объективно-идеалистическое направление иррационализма

1.5.6.1.1.1. Философия «бессознательного» как единства воли и представления

1.5.6.1.1.2. Философское исследование учения З. Фрейда. Эрос и цивилизация

1.5.6.1.2. Субъективно-идеалистическое направление иррационализма. Философская антропология

1.5.6.1.3. Волюнтаризм

1.5.6.1.3.1. Воля как высшая психическая причинность, певичная и абсолютная сила человеческого бытия

1.5.6.1.3.2. Воля как ведущий психический процесс

1.5.6.1.3.3. Учение о воле как космической силе, слепом и бессознательном первоначале

1.5.6.1.3.4. Учение, основанное на представлениях об априорных ценностях, которые связаны не с причинами, а с целями

1.5.6.1.3.5. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма

1.5.6.1.3.6. Философия воли как «предельной изначальности человека», наделяющего смыслом окружающую действительность

1.5.6.1.4. Релятивистское направление иррационализма

1.5.6.1.4.1. Философия жизни (интуитивизм)

1.5.6.1.4.1.1. Жизнь как изменяющийся процесс

1.5.6.1.4.1.2. Концепции «жизненного порыва» и «творческой эволюции», использование интуиции как философского метода

1.5.6.1.4.1.3. Концепция, доказывающая с позиции теории интуитивизма, что знание есть переживание, сравнимое с другими переживаниями

1.5.6.1.4.1.4. Концепция метафизики человеческого бытия

1.5.7. Герменевтика

1.5.7.1. Понимающая психология. Герменевтический метод

1.5.7.2. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки

1.5.7.3. Герменевтика и культурно-исторический анализ

1.5.7.4. Понимающая психология как способ постижения смыслового содержания явлений объективного духа

1.5.7.5. Феноменологическая герменевтика как метод гуманитарных наук. Теория интерпретаций

1.5.8. Прагматизм

1.5.8.1. Прагматицизм (ранний прагматизм)

1.5.8.2. Система прагматизма в психологии

1.5.8.3. Логика прагматизма - инструментализм

1.5.8.4. Инструментальная природа сознания

1.5.8.5. Социальная теория прагматизма

1.5.9. Концепции и школы иррационализма

1.5.9.1. Экзистенциализм (философия существования)

1.5.9.1.1 Концепция философии свободы, смысла творчества, идеи личности и эсхатологического смысла истории

1.5.9.1.2. Экзистенциальный анализ

1.5.9.1.3. Антропологическое направление экзистенциализма. Психология мировоззрений

1.5.9.1.4. Философская концепция «идеоэкзистенциального персоналистического спиритуализма»

1.5.9.1.5. Концепция смысла бытия и изначальной связи языка, бытия и человеческого существования

1.5.9.1.6. Основатель атеистического экзистенциалйзма

1.5.9.1.7. Учение о стремлении к смыслу жизни и о свободе воли

1.5.9.1.8. Концепция экзистенциальной ветви гуманистической психологии

1.5.9.2. Гуманистическая психология

1.5.9.2.1. Индивидуальная психология и «наука жить» - предтеча гуманистической психологии

1.5.9.2.2. Целостный подход к изучению жизненного пути личности

1.5.9.2.3. Человеко-центрированный подход в психологии

1.5.9.3.4. Концепция высших сущностных проявлений человека

1.5.9.3.5. Концептуальное учение о смысле жизни и свободе воли человека

1.5.9.3.6. Экзистенциально - феноменологические корни гуманистической психологии

1.5.9.3.7. Гуманистический подход к человеку. Принципы гуманистической этики

1.5.9.3.8. Теории и техники раскрытия и реализации возможностей человека. «движение человеческого потенциала»

1.5.9.3. Трансперсональная психология

1.5.9.3.1. Трансценденции самоактуализации

1.5.9.3.2. Обоснование трансперсональной психологии. Концепция трансценденции личностного начала

1.5.9.3.3. Исследование измененныхсостояний сознания, парапсихолоических феноменов

1.5.9.4. Глубинная психология

1.5.10. Неопозитивизм (логический позитивизм Брассела или аналитическая философия) 

1.5.10.1. Психология как эмпирическое основание философии

1.5.11. Структурализм – комплекс направлений в гуманитарном знании ХХ в.

1.5.11.1. Экспериментальная психология с позиций структурализма

1.5.11.2. Структурный психоанализ

1.5.11.3. Структурная антропология и социология

1.5.12. Идеи постмодернизма в философии и психологии хх в.

1.5.12.1. Учение о бессознательных психических процессах и мотивации

1.5.12.2. Учение о человеческом существовании

1.5.13. Феноменология – идеалистическое направление в философии и психологии начала ХХ в

1.5.13.1. Феноменология отчуждения

1.5.13.2. Исследование психических феноменов – основная задача психологии

1.5.13.3. Концепция различения феноменов и психических функций

1.5.13.4. Экспериментальная феноменология

1.5.13.5. Критический анализ феноменологии по отношению к проблеме «я» и интуитивной теории понимания («методологии вчувствования»)

1.5.13.6. Феноменологическая антропология

1.5.13.7. Концепция феноменологии

1.5.13.8. Основные проблемы феноменологии

1.5.14. Гносеология (философия и психология познания)

1.5.14.1. Выработка общенаучных  методов познания и исследование разума

1.5.14.2. Представление о трех уровнях познания: низший - чувственный опыт, более высокий – рациональное знание, высший – интуитивное познание

1.5.14.3. Выделение в теории познания истины разума и истины факта: истины разума имеют всеобщий и необходимый характер, истины факта– случайный и вероятностный

1.5.14.4. Концепция опыта как единственного объекта познания

1.5.14.5. Теория познавательной деятельности. Критический анализ познавательных способностей человека

1.5.14.6. Познание и реальность

1.5.14.7. Идеи естественнонаучной теории познания

1.5.14.8. Теория генетической эпистемологии

1.5.14.9. Теория гносеологической координации

1.5.14.10. Роль интуиции в познании

1.5.14.11. Логика как метод познания

1.5.14.12. Понимающая психология

1.5.14.13. Концепция подразумеваемого знания и подразумеваемого обучения

1.5.14.14. Теория познания

1.5.14.15. Основание и разработка эволюционной эпистемологии (философии знания)

1.5.14.16. Исследование эволюционной эпистемологии

1.5.14.17. Философско-этические основания психологического знания

1.5.15. Концепции когнитивной психологии

1.5.15.1. Концепция различения ощущения и восприятия

1.5.15.2. Психология познавательной деятельности

1.5.15.3. Системный характер чувственного познания

1.5.15.4. Теория перцептивных гипотез

1.5.15.5. Бихевиористская концепция психики как системы когнитивных операций

1.5.15.6. Истоки и принципы когнитивной психологии

1.5.15.7. Концепция вероятностного характера сигнального восприятия

1.5.15.8. Проблемы когнитивной психологии. Познание и реальность

1.5.15.9. Микроструктурный анализ когнитивных процессов