Педагогическая психология

.К оглавлению

11.1. Психология образования

11.1.1. Организационные структуры в сфере образования.

11.1.1.1. Организация педагогической академии (Санкт-Петербург, 1907).

11.1.1.2. Организация 1-го (1906) и 2-го (1909) съездов по Педагогической психологии.

11.1.1.3. Организация в 1914 г. первого в России Московского Психологического института им. Л.Г. Щукиной (ныне Психологический институт РАО)

11.1.1.4. Организация Института психологии в системе АН СССР (Москва, 1972).  Ныне Институт психологии РАН.

11.1.1.5. Организация Российской академии образования (Москва, 1991)

11.1.1.6.Ссоздание Института Психологии гуманитарных наук РАH

11.1.2. Подготовка психологов в системе образования.

11.1.3. Теории, концепции, методологические подходы в психологии образования.

11.1.3.1. Педагогическая концепция воспитания и образования.

11.1.3.2. Проблемы реорганизации народного образования.

11.1.3.3. Стратегия и управление развитием образования .

11.1.3.4. Инновации в образовании.

11.1.3.5. Эксперимент по перестройке системы начального образования.

11.1.3.6. Концепция художественного образования.

11.1.3.7. Акмеологическая концепция непрерывности образования.

11.1.3.8. Перестройка системы образования на основе изучения мыслительной деятельности учащихся

11.1.3.9. Психологические основы отечественного образования.

11.1.3.10. Общее и специальное школьное образование в США..

11.1.3.11. Теория социальной работы в контексте общих проблем гуманизации образования.

11.1.3.12. Аффект и интеллект в образовании.

11.1.3.13. Психология управления образовательными учреждениями.

11.1.3.14. Философия образования и образовательной политики.

11.1.3.15. Использование теорий личности в инновационных образовательных технологиях.

11.1.3.16. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение.

11.1.3.17. Концепция образования взрослых (андрогогика).

11.1.3.18. Деятельностный подход к формированию целей и содержания педагогического образования.

11.1.3.19. Психолого-педагогическое обеспечение информатизации современного образования.

11.1.3.20. Развитие системы специального образования в России и за рубежом.

11.1.3.21. Социология образования.

11.1.3.22. Гуманизация образования.

11.1.3.23. Модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и личностно-ориентированной дидактики для дошкольного образования.

11.1.3.24. Психология педагогической деятельности.

11.1.4. Концепции образовательных программ.

11.1.4.1 Подходы и технологии формирования образовательных программ в вузах на основе разработки модели деятельности специалиста.

11.1.4.2. Программа «поддержка на старте» (образовательные и социальные программы поддержки детей из обездоленных семей).

11.1.4.3. Программа подготовки практических психологов образования.

11.1.4.4 Концепция развития общего среднего образования (1988).

11.1.4.5 Образовательные программы для развития детей дошкольного возраста.

11.2. Психология обучения и его виды

11.2.1. Теории, концепции и методология обучения.

11.2.1.1. Активные методы обучения.

11.2.1.2. Влияние теории статики и динамики представлений на теорию обучения.

11.2.1.3. Воспитывающее обучение (принцип единства обучения и воспитания).

11.2.1.4. Методика обучения и предпосылки воспитания. Вальдорфская педагогика.

11.2.1.5. Психология игрового обучения.

11.2.1.6. Методологические основы обучения.

11.2.1.7. Исследование проблемы «переноса» в обучении. Опровержение «доктрины формальных дисциплин в образовании».

11.2.1.8. Экспериментальная психология и школьное обучение.

11.2.1.9. Концепция подразумеваемого знания и обучения.

11.2.1.10. Индивидуализация обучения.

11.2.1.11. Психология обучения труду в школе.

11.2.1.12. Теория развивающего обучения .

11.2.1.13. Проблемы учения и обучения в педагогической психологии.

11.2.1.14. Теория программированного обучения.

11.2.1.15. Концепция целостного изучения психического развития школьников в процессе обучения.

11.2.1.16. Социальные установки в их взаимосвязи с принципами восприятия и обучения.

11.2.1.17. Психология профессионального обучения.

11.2.1.18. Нейропсихологические механизмы обучения.

11.2.1.19. Концепция проблемного обучения.

11.2.1.20. Организационно-деятельностные игры как форма обучения.

11.2.1.21. Концепция дошкольного и школьного обучения и воспитания в условиях многонационального казахстана.

11.2.1.22. Психологические основы педагогики.

11.2.1.23. Личностно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам. Психология обучения родному и иностранному языку.

11.2.1.24. Психологическая концепция  обучения взрослых .

11.2.1.25. Концепция проектирования сотрудничества учителей и учащихся в процессе обучения. Инновационное обучение.

11.2.1.26. Теория контекстного обучения .

11.2.1.27. Концепция обучения на основе совместно-распределённых форм учебной деятельности.

11.2.2. Программированное обучение.

11.2.2.1. Научение с помощью проб и ошибок .

11.2.2.2. «Стимул-реакция» в обучении. Контроль стимула .

11.2.2.3. Теория программированного обучения.

11.2.2.4. Оперантное поведение. Инструментальное и вербальное обусловливание формирование понятий.

11.2.2.5. Программа автоматизированного обучения творческому мышлению.

11.2.2.6. Компьютеризированное обучение.

11.2.2.7. Деятельностная концепция програмированного обучения. Метод моделирования разных видов познавательной деятельности.

11.2.2.8. Математические модели обучения

11.2.2.9. Психология компьютерных обучающих программ.

11.2.2.10. Психологические аспекты программирования, алгоритмизации и компьтеризации обучения.

11.2.2.11.Использование эвм как средства учебной деятельности.

11.2.3. Эффективность обучения и педагогическая оценка

11.2.3.1. Проблема повышения эффективности обучения

11.2.3.2. Психология педагогической оценки

11.2.3.3. Анализ психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся

11.2.3.4. Психологический анализ неуспеваемости учащихся

11.2.3.5. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку

11.2.3.6. Обучение. Оценка. Отметка

11.2.4. Психология преподавания

11.2.4.1. Построение учебного процесса и организация воспитательных воздействий

11.2.4.2. Концепция комплесного метода преподавания на всех этапах обучения

11.2.4.3. Эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе

11.2.4.4. Теория и методика преподавания иностранных языков

11.2.4.5. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий

11.2.4.6. Концепция формирования понятий у учащихся

11.2.4.7. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе

11.2.4.8. "Школа радости" - подготовка шестилетних детей к сложному ученическому труду. Необходимость создания специальной воспитывающей среды

11.2.4.9. Концепция управления процессами усвоения знаний

11.2.4.10. Практические формы организации мыследеятельности

11.2.4.11. Закономерности развития учебной деятельности

11.2.4.12. Генетико-моделирующий метод изучения генеза учебно-познавательных действий учащихся

11.2.4.13. Концепция формирования профессионального сознания в высшей школе

11.2.5. Психология обучаемости

11.2.5.1. Экспериментальное исследование сложных форм поведения (навыков) и построение графиков выработки навыков

11.2.5.2. Побудительность формирующихся навыков

11.2.5.3. Процесс учения у человека

11.2.5.4. Психология усвоения знаний в школе

11.2.5.5. Концепция усвоения ребенком грамматических знаний с опорой на его дограмматические представления о языке

11.2.5.6. Психология усвоения грамматических знаний учащимися среднего школьного возраста

11.2.5.7. Экспериментальное исследование обучаемости школьников, развития различных видов умозаключений, понимания, усвоения связей и отношений

11.2.5.8. Мотивы учения

11.2.5.9. Концепция приобретения навыков

11.2.5.10. Психология формирования мыслительной деятельности учащихся

11.2.5.11. Обучаемость как общая способность усвоения знаний

11.2.5.12. Экспериментальное исследование типов ориентировки процесса учения (усвоения знаний)

11.2.6. Психология научения

11.2.6.1. Концепция научения. Законы научения. "кривая научения"

11.2.6.2. Молярная теория научения, включющая "промежуточные переменные" и соединяющая идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и глубинной психологии. Латентное научение

11.2.6.3. Инсайт в научении (закон транспозиции)

11.2.6.4. Введение понятия навыка в теорию социального научения

11.2.6.5. Концепция основанности научения и поведение человека на сложных генетических программах

11.2.6.6. Теория перцептивного научения

11.2.6.7. Концепция вторичного научения

11.2.6.8. Экспериментальная теория различающего научения

11.2.6.9. Теория социального научения

11.3. Методическая работа в педагогической психологии

11.3.1. Методика преподавания психологии

11.3.2. Психология создания учебной литературы

11.3.3. Системная методология в построении учебных дисциплин

11.4. Прикладная педагогическая психология

11.4.1. Профилактика умственного утомления учащихся

11.4.2. Проблемы памяти в обучении и процессе развития. Как сохранить и улучшить память

11.4.3. Психологическая и консультативная служба в образовательных учреждениях

11.4.4. Психологическое сопровождение учеников, родителей, педагогов

11.4.5. Принципы организации психологической службы в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения

11.4.6. Психологическая служба школы. Принципы работы с трудными детьми

11.5. Психология педагогического мастерства

11.5.1. Память школьника, её психология и педагогика

11.5.2. Психология педагогического такта

11.5.3. Педагогический такт и мастерство учителя

11.5.4. Социальная педагогическая психология. Типология стиля педагогического взаимодействия

11.5.5. Психология педагогического общения

11.5.6. Психология познания педагогом личности учащегося

11.6. Педология, реактология, рефлексология

11.6.1. Основные вопросы педологии

11.6.2. Основы рефлексологии человека. Коллективная рефлексология

11.6.3. Детская психология и педология. Экспериментальная педагогика

11.6.4. Концепция реактологии - учение о реакциях человека с психологической точки зрения

11.6.5.Развитие педологии в России

11.6.6. Методы и техники исследований в области педологии и психотехники

11.6.7. Критика ошибок педологии

11.6.8. Педология подростка

11.7. Антропологический подход в педагогической психологии

11.7.1. Антропологический подход в воспитании. Опыт педагогической антропологии

11.7.2. Психолого-педагогическая антропология

11.7.3. Поэтическая антропология и органическая психология

11.7.4. Основы психологической антропологии. Антропологический принцип в психологии развития

11.8. Психология воспитания

11.8.1. О воспитании. Рождающиеся без пороков, дети подавляются безнравственным обществом

11.8.2. Попытки воспитания "авейронского дикаря"

11.8.3. Концепция всестороннего развития и совершенствования целостной личности на основе воспитывающего обучения. Воспитание как создание истории

11.8.4. Психология семейного воспитания

11.8.5. Введение в философию воспитания

11.8.6. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. Вальдорфская педагогика

11.8.7. Психология и воспитание

11.8.8. Воспитание как разновидность научения

11.8.9. Идея воспитания цельной, гармонически развитой личности

11.8.10. Психология страха

11.8.11. Роль религии в развитии и воспитании личности. Принципы православной педагогики

11.8.12. Трудовое воспитание в колонии для несовершеннолетних правонарушителей

11.8.13. Воспитание детей дошкольного возраста

11.8.14. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях

11.8.15. Принцип единства воспитания, обучения и развития

11.8.16. Концепция "философии поступка"

11.8.17. Воспитание воли у ребенка в семье и школе

11.8.18. Воспитание характера

11.8.19. Воспитание как процесс целенаправленного развития личности

11.8.20. Социальная психология воспитания

11.8.21. Психология воспитания детей в коллективе

11.8.22. Воспитание дисциплинированности подростков

11.8.23. Целостная педагогическая система, основанная на гуманистическом подходе к воспитанию. Личность ребёнка - высшая ценность воспитания и образования

11.8.24. Школа как воспитательная система

11.8.25. Концепция обучения и воспитания детей с учётом их психофизиологических особенностей

11.8.26. Социально-психологическое и педагогическое наследие А.С. Макаренко

11.8.27. Практические рекомендации по воспитанию младенца в семье и в детских учреждениях

11.8.28. Психология воспитания подростка. Психологические условия возникновения отклоняющегося поведения подростков и приемы их коррекции

11.8.29. Педагогика целостной жизни детей и взрослых

11.8.30. Концепция психологии воспитания

11.9. Этика, нравственность, мораль

11.9.1. Этика души

11.9.2. Учение об этике как возможности жить благородно; теория аффектов (освобождение людей от тирании страхов); о могуществе разума или человеческой свободе

11.9.3. Исходные предпосылки этики: всякая личность самоцель и никак не средство чего бы то ни было; основной нравственный закон этики - категорический императив

11.9.4. Нравственный смысл привычек

11.9.5. Проблемы психологии этики

11.9.6. Проблемы воли и нравственности

11.9.7. Процесс формирования нравственных качеств личности

11.9.8. Теория эмоционально-нравственного развития человека

11.9.9. Нравственные идеи х1х века

11.9.10. История основных вопросов этики

11.9.11. Основы этики

11.9.12. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики

11.9.13. Политико-нравственное значение "немецкой вины"

11.9.14. Проблемы этики с позиций психоанализа

11.9.15. Концепция нравственной философии: выход из мира традиционных моральных норм в сферу смысла и духа

11.9.16. Этические проблемы воспитания

11.9.17. Теория развития нравственности

11.9.18. Морально-этические проблемы психологической практики

11.10. Специальная психология и коррекционная педагогика

11.10.1. Теории, концепции и методология специальной психологии

11.10.1.1. Основание на гуманистических идеалах особой науки - дефектологии. Исследование развития психики в онтогенезе у нормальных и аномальных детей, страдающих от дефектов зрения, слуха, умственной отсталости

11.10.1.2. Роль осязания в процессе труда и познания

11.10.1.3. Классификация психопатий в детском возрасте

11.10.1.4. Теоретические положения комплексной клинико-генетической и психоллого-педагогической диагностики аномалий

11.10.1.5. Проблемы внд нормального и аномального ребёнка

11.10.1.6. Этологический подход к исследованию детского аутизма

11.10.1.7. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. Терминология дефектологии

11.10.1.8. Теоретические представления об умственной отсталости. Психопатология

11.10.2. Умственная отсталость (олигофренопсихология)

11.10.2.1. Исследование интеллекта детей с задержками умситвенного развития

11.10.2.2. Краткий метод исследования умственной отсталости. Психологические профили дефективных детей

11.10.2.3. Психология умственно отсталого ребёнка

11.10.2.4. Нарушения речевой регуляции и речевого опосредования при разных формах умственной отсталости. Разработка методов регистрации двигательных и речевых реакций, ориентировочного рефлекса и биоэлектрической активности мозга

11.10.2.5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы

11.10.2.6. Динамика развития детей-олигофренов. Изучение этиологии и патогенеза олигофрении. Определение эффективных методов и приемов лечебной и коррекционной работы с умственно отсталыми детьми

11.10.2.7. Психологические особенности познавательной и трудовой деятельности умственно-отсталых школьников

11.10.2.8. Психология семьи, имеющей аномальных детей. Создание сети социальной поддержки семей, воспитывающих умственно отсталых детей

11.10.3. Психология слепо-глухих детей (тифлосурдопсихология)

11.10.3.1. Тифлопсихология и тифлопедагогика

11.10.3.2. Метод "параллельных текстов"

11.10.3.3. Познавательная деятельность слепоглухонемых детей

11.10.3.4. Проблема взаимодействия анализаторов при сенсорном поражении слуха и зрения. Исследование зрительного и осязательного представлений

11.10.3.5. Методика совместно-распределённой дозированной деятельности

11.10.3.6. Теория компенсации слепоты в дошкольном возрасте

11.10.4. Психология глухих детей (сурдопсихология)

11.10.4.1. Психология глухонемого ребенка

11.10.4.2. Психология глухих детей. Усвоение ими языка и развитие мышления

11.10.4.3. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка

11.10.4.4. Психология трудового обучения глухих

11.10.4.5. Методика объективной оценки слуха

11.10.5. Психология речевых нарушений (заикание, логоневроз)

11.10.5.1. Нарушения речи при многоязычии

11.10.5.2. Речевое развитие умственно-отсталых детей

11.10.5.3. Патогенез и терапия коммуникативных расстройств, патология речи органического и функционального генеза у детей, подростков и взрослых

11.10.5.4. Логопедическая помощь детям с церебральным параличом