10. Психология развития

К оглавлению

10.1. Теории, концепции и методология психологии развития

10.1.1. Онтогенез (индивидуальное развитие человека) как эпигенез (цепь последовательных новообразований)

10.1.2. Создание института детской психологии. Первые систематические исследования развития ребенка первых лет жизни

10.1.3.  Эволюционные идеи в психологии как основание необходимости изучения детского развития. Теория рекапитуляции

10.1.4. Психическое развитие ребёнка

10.1.5. Предмет теоретической детской психологии – исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей

10.1.6. Онтогенез развития психики и личности ребёнка

10.1.7. Проблемы развития детской психики

10.1.8. Нормативное изучение процессов развития детей

10.1.9. Антропологический принцип в психологии развития

10.1.10. Связь гештальтпсихологии с психологией развития и воспитания ребёнка

10.1.11. Диагностика и коррекция психического развития

10.1.12. Теория психоаналитического понимания процесса развития (аффективное развитие психики ребенка предшествует перцептивному и когнитивному). Последствия для созревания и развития ребенка ранней разлуки с матерью («эффектт «госпитализма», «депрессия зависимости»)

10.1.13. Движущие силы психического развития

10.1.14. Психология и рефлексология развития

10.1.15. Генетический подход в психологии развития

10.1.16. Концепция зоны ближайшего развития

10.1.17. Актуальные проблемы возрастной психологии

10.1.18. Психическое развитие детей и молодёжи

10.1.19. Общие закономерности психического развития детей дошкольного возраста

10.1.20. Закономерности развития психики ребёнка

10.1.21. Влияние разлуки с матерью на развитие ребёнка

10.1.22. Концепция формирования детской самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей

10.1.23. Одна из создательниц психологической антропологии. Концепцияо контекстуальных переменных культуры, влияющих на человеческое  развитие

10.1.24. Концепция развития личности в онтогенезе

10.1.25. Концепция речевого и лингвистического развития ребёнка

10.1.26. Этнография детства

10.1.27. Детское нормальное и девиантное развитие. Психопатология развития

10.1.28. Теория исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания детей

10.1.29. Интегральная переодизация общего психического развития

10.1.30. Экопсихологические особенности развития детей в образовательной среде

10.1.31. Проблемы возраста человека и его принадлежности к определенному поколению в контексте развития личности

10.2. Сравнительная психология (этология) – отрасль психологии, изучающая сходство и различие в поведении и психике животных и человека, а также их эволюцию в процессе антропогенеза

10.2.1. Сравнительная психология или история развития души на различных ступенях животного мира

10.2.2. Один из основателей сравнительной психологии (психобиологии). Дарвинистский подход к сравнению интеллектуального развития шимпанзе и ребёнка. Закономерности поведения приматов. Закон Йеркса-Додсона

10.2.3. Введение в сравнительную психологию

10.2.4. Справочник по сравнительной психологии

10.2.5. Один из основателей сравнительной психологии и гештальтпсихологии. Исследование интеллекта человекообразеых обезьян. Закон транспозиции (инсайт в научении). Доказательство в опытах над животными роли инсайта в организации поведениия («ага!-феномен»).

10.2.6. Развитие психики в процессе эволюции организмов. Качественное отличие психических процессов ребёнка и шимпанзе

10.2.7. Один из основателей сравнительной психологии. Развитие концепции, согласно которой общество лишь частный фактор, провоцирующий развертывание изначально присущих ребенку имманентных (внутренних) психологических структур (ортогенетический закон развития всех форм жизни).

10.2.8. Проблемы сравнительной психологии человека и животных

10.2.9. Сравнительное исследование развития психики и поведения человека и животных в фило- и онтогенезе

10.2.10. Идеи этологии в понимании эмоционального развития человека

10.2.11. Сравнительный анализ интеллектуального развития шимпанзе и детей. Обучение шимпанзе «вошу» языку жестов

10.3. Психология возрастного развития – раздел психологии, изучающий развитие психики человека и ее особенности на различных возрастных этапах

10.3.1. Развитие ребёнка раннего возраста (до 3-х лет)

10.3.2. Генетическая заданность стадий развиия ребенка. Закон рекапитуляции

10.3.3. Предмет прикладной детской психологии – диагностика психического развития и методы обучения и воспитания детей

10 3.4. Концепция возрастного развития как единого процесса. Обоснование необходимости создания единой цельной системы образования, охватывающей все возрастные группы

10.3.5. Расстройство психомоторного и двигательного развития ребёнка

10.3.6. Исследование развития детей от рождения до 18 лет

10.3.7. Характеристика возрастного развития детей на основе анализа языкового развития, игровой деятельности и жизненных устремлений

10.3.8. Периодизация возрастного развития детей на основе иерархической структуры человеческой личности (тело – душа – дух)

10.3.9. Кризисный характер подросткового возраста. Преодоление феномена отверженности

10.3.10. Особенности психологии подросткового и юношеского возраста

10.3.11. Кризис 3-х лет как достижение ребёнком эмансипации от социального окружения

10.3.12. Обобщенная характеристика развития детей разных возрастных периодов

10.3.13. Кризисы возрастного развития

10.3.14. Концепция о строении ведущих деятельностей у детей в дошкольный и школьный период

10.3.15. Концепция периодизации детских возрастов

10.3.16. Психология старения

10.3.17. Возрастные особенности усвоения знаний шестилетними детьми

10.3.18. Вопросы детской психологии

10.3.19. Периодизация возрастного развития. Генезис форм общения у детей

10.3.20. Возрастные особенности и возможности развития мышления младших школьников, формы и способы организаци их обучения

10.3.21. Психология детей шестилетнего возраста

10.3.22. Концепция психического развития детей раннего и дошкольного возраста

10.3.23. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет

10.3.24. Подростковый кризис у девочек

10.3.25. Категория возраста в психологии и педагогике развития

10.3.26. Возрастные и индивидуальные особенности развития и формирования познавательных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

10.3.27. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте

10.3.28. Возрасты жизни человека

10.4. Психология интеллектуального развития – исследование развития общей способности к познанию и эффективному решению проблем

10.4.1. Периодизация интеллектуального развития

10.4.2. Роль языка и речи в психическом развитии ребёнка

10.4.3. Генетический и психометрический подходы к проблеме умственной отсталости

10.4.4. Теория стадий развития интеллекта

10.4.5. Логитюдное исследование динамики умственного развития школьников 1 - 4-го классов

10.4.6. Развитие перцептивных действий ребёнка и его познавательных способностей

10.4.7. Концепция лингвистического развития ребёнка

10.4.8. Развитие воображения дошкольника

10.5. Когнитивизм в психологии развития – анализ психических явлений в психологии развития как явлений познавательных, которые могут быть описаны в терминах логики познания и процессов переработки информации

10.5.1. Индивидуальное развитие - различия в индивидуальном и когнитивном стилях

10.5.2. Изучение мышления и этапов его развития у детей. Синкретизм детского мышления. Критика биогенетического закона Г.С. Холла

10.5.3. Отождествление мышления и психического развития

10.5.4. Развитие мышления учащихся

10.5.5. Психология развития мышления и речи школьников

10.5.6. Развитие научных понятий у школьников

10.5.7. Исследование процесса  формирования понятий у учащихся 7-17 летнего возраста

10.5.8. Разработка принципов генетико-моделирующего эксперимента, направленного на психическое развитие младших школьников

10.5.9. Проблема развития восприятия и мышления дошкольников. Онтогенез восприятия. Восприятие и действие

10.5.10. Деятельностный подход к психодиагностике когнитивной сферы и интеллектуальных способностей учащихся

10.5.11. Один из основателей теории когнитивизма. Исходил из того, что в психическом развитии детей с познавательными процессами связано не только формирование знаний об окружающем мире, но и нравственное, эмоциональное развитие, а также половая идентификация

10.5.12. Концепция развития познавательной  сферы ребёнка

10.6. Генетическая и эволюционная эпистемология – исследование психологических механизмов обусловливающих структуру знания и ее развитие

 

10.6.1. Человеческое разумение и пользование разумом

10.6.2. Теория генетической эпистемологии. Генетическая логика

10.6.3. Генетическая эпистемология

10.6.4. Эволюционная эпистемология

10.6.5. Генетико-моделирующий метод изучения генеза учебно-познавательных действий

10.7. Психология развивающих игр

10.7.1. Игра как способ проживания ребенком основных стадий развития человечества в филогенезе

10.7.2. Теория игры. Игра возникает из-за недостаточности врожденных механизмов приспособления к окружающей среде. Игра как катарсис (душевное очищение)

10.7.3. Социальная роль игры

10.7.4. Игра как универсальный механизм развития общих и специальных психических функций

10.7.5. Структурный анализ и внутренние механизмы детской игры

10.7.6. Психология и теория игры

10.7.7. Игры животных и игры людей (сравнительно-психологические аспекты)

10.8. Методы психологии возрастного развития

10.8.1. Метод объективного (прямого) наблюдения

10.8.2. Метод монографичесого описания (дневниковый метод)

10.8.3. Диагностика психического развития и методы обучения и воспитания детей

10.8.4. Сравнительный метод исследования задержек в развитии ребёнка

10.8.5. Лонгитюдный метод. Фото, киносъёмка. Близнецовый метод

10.8.6. Биографический метод

10.8.7. Методика «нарисуй человека»

10.8.8. Тестовые методики измерения умственного развития детей

10.8.9. Метод «выбора на образец» в исследовании интеллекта приматов

10.8.10. Принципы дифференциальной диагностики умственного развития ребенка

10.8.11. Диагностика умственного развития дошкольников

10.8.12. Теория и диагностика психического развития