АБУЛЬХАНОВА
Ксения Александровна (р. 1932) - pоссийский психолог,
философ, специалист в области методологии психологии, психологии мышления,
психологии личности. Автор концепции личностной организации времени жизни. Д-р
философских наук (1974 ), профессор (1993), д. чл. РАО
(1993). Закончив психологическое отделение философского фак-та МГУ (1956),
работала в секторе философских проблем психологии ИФ АH СССР (1956-1974), а с
1974 по наст. вр. - в ИП АH
СССР (ныне ИП РАН); с 1987 г.
– зав. лабоpатоpией методологии, теоpии и истоpии психологии, в наст. вp. –
зав. лабораторией психологии личности. Будучи ученицей С.Л. Рубинштейна, в
1950-е гг. начала исследовательскую работу в области психологии мышления. В
1960-1970-е гг. разрабатывала проблемы методологии психологии. В монографии
"О субьекте психической деятельности" (1973) и докт. дис. применила
принцип субъекта к определению предмета психологии, обосновала подход к
индивиду как субъекту психической деятельности, исследовала детерминацию
психики субъекта в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности.
Конкретизируя понятие жизнедеятельности, А. исследовала проблему жизненного
пути личности, изучая особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя
качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную
позицию, линии и перспективы развития («Диалектика человеческой жизни», М.,
1997; «Стратегия жизни», М., 1991). Опираясь на работы Д.Н. Узнадзе, Б.М.
Теплова и др., А. разработала типологическую стратегию изучения личности (метод
прогрессивной типологии), на основе которой осуществлялось исследование высших,
связанных с жизненным путем, личностных способностей, а именно к организации
времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний,
саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Была также
разработана концепция личностной организации времени жизни, раскрывающая ее
трехкомпонентную структуру: осознание, переживание, практическая регуляция
времени. В эмпирических исследованиях сопоставлялись абстрактно выделенные
структуры организации времени с их
реальным функциониpованием у испытуемых применительно к разным возрастным и
профессиональным выборкам. При этом использовались типологические,
биографические, социально-психологические (полевые) и кросскультурные методы
исследования. Результаты исследований позволили выявить оптимальные (объективно
и субъективно) и пессимальные, регрессивные (включающие потери и утраты) уровни
развития структур организации времени жизни субъектов
в зависимости от разнообразных условий. Еще одно направление научных
исследований А. касается разработки концепции социального мышления российской
личности и ее менталитета.
В.А. Кольцова