АДЛЕР (Adler), Альфред (1870 – 1937) - австрийский врач и психолог, основатель Индивидуальной психологии. В сферу интересов А. входила так же педагогическая психология, здоровье и медицинская психология, психология личности и социальная психология, психоанализ, психотерапия , преподавание психологии. Окончив Венский ун-т (д-р медицины, 1885), начал карьеру практикующим врачом в Вене. После опубликования первых статей по проблемам социальной медицины был приглашен в 1902 г. З. Фрейдом в его психоаналитический кружок, впоследствии Венское психоаналитическое общество. Активно участвовал в его работе, в 1910-11 гг. был президентом этого общества. В 1911 г. порвал с З. Фрейдом и основал собственную школу. Работы А. этого периода посвящены в основном проблемам неврозов, в частности, изучению влияния органических дефектов на развитие личности. Опираясь на патологический материал, создает свое широко известное учение о компенсации. Универсальным источником развития личности выступает, по А., первичное чувство неполноценности, переживаемое человеком. Это переживание порождает стремление человека к самоутверждению, к позитивному развитию, которое А. обозначает заимствованным у Ницше термином - стремление к власти (силе, могуществу). Под влиянием этого стремления неполноценность компенсируется или даже сверх компенсируется. Уже в это время между А. и Фрейдом обнаруживаются непреодолимые методологические разногласия. А. подчеркивал целостность, единство личности, ее внутреннюю непротиворечивость, критикуя учение Фрейда о личности, разделенной на конфликтующие между собой сферы. Воплощением принципов целостности и целенаправленности психики в концепции А. стало понятие жизненного стиля личности - интегрального образования, определяющего единую направленность и индивидуальную неповторимость всех проявлений человека. После Первой мировой войны учение А. приобрело большую популярность. Во многих странах возникают общества Индивидуальной психологии, начинает издаваться "Международный журнал Индивидуальной психологии", созываются Международные конгрессы по Индивидуальной психологии. Сам А. постоянно выступал с сериями публичных лекций, в том числе за границей; основывал медико-педагогическую консультативную службу в Вене и в других городах. В 1920-е гг. А. во многом пересматривает свои теоретические воззрения, преодолевая содержавшуюся в его ранних работах идею отчужденности индивида от мира и личности от общества. Результатом этого пересмотра становится его "наука жить", изложенная в книгах 1930-х гг.: "Наука жить", "Смысл жизни" и др. Понятие смысла, в частности, смысла жизни, занимает важное место в поздних работах А. Критерий истинности смысла жизни - возможность его принятия другими людьми. "Наука жить" позволяет говорить об А. как о предтече гуманистической психологии. Открытый гуманистический пафос Индивидуальной психологии стал причиной запрета ее нацистским правительством Австрии в 1934 г. В том же году А. эмигрировал в США, где прожил оставшиеся годы. Смерть А. и фашистское господство в Европе вызвали период длительного упадка индивидуальной психологии, однако, последнее время ее популярность вновь возрастает. К основным трудам А. относятся: «Ueber Minderwertigkeit von Organen», Wien, 1907; «Ueber den nervoesen Charakter», Wiesbaden, 1912; «Menschenkenntnis», Leipzig, 1927; «The science of living», N.Y., 1929; «What life should mean to you», Boston, 1931; «Der Sinn des Lebens», Wien-Lpz., 1933; «The individual psychology of Alfred Adler», N.Y., 1956; «Superiority and social interest», Evanston, 1964. На рус. яз. переведены книги А.: “Практика и теория индивидуальной психологии”, М., 1995; «Понять природу человека», СПб., 1997; «Наука жить», Киев, 1997; «О нервическом характере», СПб., 1997; «Очерки по индивидуальной психологии», М., 2002.

Д.А. Леонтьев