АЛЕКСЕЕВ Никита Глебович (1932 - 2003) – российский философ и психолог, специалист в области философских и методологических основ образования. Д-р психологических наук (2002), чл.-кор. РАО (1992). Окончил философский фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова (1961). После окончания аспирантуры занимался научной работой, в 1975 г. защитил канд. дисс., посвященную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. - зав. лабораторией философии и методологии проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и методологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практической области. Осуществил методологический анализ эргономического знания на основе принципов системно-деятельностного подходоа. Обосновал его "двухслойный" характер, сформулировал определение эргономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной структуры деятельности. Разрабатывал философско-психологический аспект рефлексии: ее понятийное определение (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее результаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое направление научных исследований А. связано с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было сформулировано понятие "учебная задача", разработан специальный тип учебных задач на функциональные зависимости, построены методики формирования осмысленного решения задач этого типа («Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения)», 1981; «Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения / в соавт., 1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной деятельности в образовании, разработано понятие "коммуникативная трансляция" в обучении. На этой основе разрабатываются принципы реализации новых образовательных технологий, осуществляется построение механизмов реализации "игровых", активных форм и методов обучения, имеющих практическую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования», 1992).

В.А. Кольцова