АЛЕКСЕЕВ Никита Глебович (1932 -
2003) – российский философ и психолог, специалист в области философских и
методологических основ образования. Д-р психологических наук (2002), чл.-кор.
РАО (1992). Окончил философский фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова (1961). После
окончания аспирантуры занимался научной работой, в 1975
г. защитил канд. дисс., посвященную познавательной
деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991
г. - зав. лабораторией философии и методологии проектирования
Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с
разработкой философских оснований, принципов и методологических средств
системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные
подходы в практической области. Осуществил методологический анализ
эргономического знания на основе принципов системно-деятельностного подходоа.
Обосновал его "двухслойный" характер, сформулировал определение
эргономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной
структуры деятельности. Разрабатывал философско-психологический аспект
рефлексии: ее понятийное определение (как установление отношения между
деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его
реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение
мыслительных процессов), а так же ее результаты (выделение знаковых форм в виде
схем выполненных действий). Другое направление научных исследований А. связано
с разработкой философско-методологических основ проектирования образования.
Было сформулировано понятие "учебная задача", разработан специальный
тип учебных задач на функциональные зависимости, построены методики
формирования осмысленного решения задач этого типа («Учебно-познавательная задача
(формирование осознанного решения)», 1981; «Методология рефлексии
концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения / в соавт., 1991). В
работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной деятельности в
образовании, разработано понятие "коммуникативная трансляция" в
обучении. На этой основе разрабатываются принципы реализации новых
образовательных технологий, осуществляется построение механизмов реализации
"игровых", активных форм и методов обучения, имеющих практическую
направленность и коммуникативный характер, проводятся
организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования»,
1992).
В.А.
Кольцова