АМОНАШВИЛИ
Шалва Александрович (р. 1931) - грузинский педагог и психолог, специалист в
области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук
(1973), профессор (1980). Д. чл. АПН СССР (1989-1991), поч. чл. РАО (1993).
После окончания Тбилисского ун-та (1955), работал в НИИ педагогики Министерства
просвещения Грузинской ССР (с 1983 по 1991 – его директор). С1987 – ген.
директор экспериментального научно-производственного объединения МНО Грузии. С 1964 г. А. руководил
экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального
обучения, в том числе обучения детей с 6 лет в условиях школы. Разработанная им
система воспитания и обучения - "педагогика целостной жизни детей и
взрослых" – строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе
воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы –
опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы
саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания,
общения, взросления. В своей педагогической системе А. предлагает организацию
такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на
продуктивные занятия. Нравственная основа детской учебной кооперации в этой
системе заключается в способности радоваться успехам других, готовности прийти
на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путем
шефской помощи детскому саду, начальным классам и др. Отменены бальные оценки,
не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на
нескольких доступных учащимся уровнях, например, при обучении чтению – от
беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики участвуют в построении урока, в
составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т.п.
Результаты научно-практических трудов А. опубликованы в книгах: « Основы
формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах»,
Тб., 1970; «Обучение. Оценка. Отметка», М., 1980; «Созидая человека», М., 1982;
«Здравствуйте, дети!», М., 1983; «В школу - с шести лет», М., 1986; «Единство
цели», М., 1987; «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», Минск,
1990; и др.
В.В. Давыдов.