АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович (р. 1931) - грузинский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1973), профессор (1980). Д. чл. АПН СССР (1989-1991), поч. чл. РАО (1993). После окончания Тбилисского ун-та (1955), работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР (с 1983 по 1991 – его директор). С1987 – ген. директор экспериментального научно-производственного объединения МНО Грузии. С 1964 г. А. руководил экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в том числе обучения детей с 6 лет в условиях школы. Разработанная им система воспитания и обучения - "педагогика целостной жизни детей и взрослых" – строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления. В своей педагогической системе А. предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия. Нравственная основа детской учебной кооперации в этой системе заключается в способности радоваться успехам других, готовности прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путем шефской помощи детскому саду, начальным классам и др. Отменены бальные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например, при обучении чтению – от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики участвуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т.п. Результаты научно-практических трудов А. опубликованы в книгах: « Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах», Тб., 1970; «Обучение. Оценка. Отметка», М., 1980; «Созидая человека», М., 1982; «Здравствуйте, дети!», М., 1983; «В школу - с шести лет», М., 1986; «Единство цели», М., 1987; «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», Минск, 1990; и др.

В.В. Давыдов.