Ананьев Борис Герасимович (1907 –
1972) - российский психолог, специалист в области психологии чувственного
познания и речи, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии,
истории и методологии психологии. Создатель «онтопсихологии» - дисциплины,
объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленную на
изучение целостного жизненного пути человека. Д-р педагогических наук (1939),
профессор (1940). Д. чл. АПН РСФСР (1955), д. чл. АПН СССР (1968). Засл.
деятель науки РСФСР. Один из создателей ленинградской школы психологии.
Закончив Горский педагогический ин-т во Владикавказе (1928), с 1929г. начал
работать в Институте мозга им. В.М. Бехтерева (Ленинград). Одновременно
преподавал в Академии коммунистич. воспитания им. Н.К. Крупской (1934-1938). С
1937 по 1942 г.
зав. сектором психологии Института мозга. В годы Великой Отечественной войны
был начальником психологического кабинета эвакогоспиталя в г.
Тбилиси. Вернувшись в 1943 г.
в Ленинград, возглавил в 1944
г. созданную им кафедру и отделение психологии ЛГУ (1944
- 1951). Руководил научно-исследовательским ин-том педагогики АПН РСФСР (1951 –
1960), оставаясь, одновременно, деканом фак-та
психологии ЛГУ (до 1972 г.).
Длительное время руководил Ленинградским отделением ОП СССР, был чл. президиума
его Центрального Совета. В начале своего научного пути находился в русле
рефлексологии и занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной
деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение
человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода и, проводя
психолого-педагогические исследования, обосновал необходимость целостного
изучения психического развития школьников в процессе обучения («Психология
педагогической оценки», 1935). Изучал историю психологических воззрений в
России в 18-19 вв. (1939). Разработал программу исследования психологии
чувственного познания, которая осуществлялась в секторе психологии Института
мозга и на факультете психологии ЛГУ. А. был установлен системный характер чувственного
познания, взаимосвязь анализаторов, открыт специальный механизм
пространственной ориентации, установлена парность работы больших полушарий
головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном, по
отношению к иерархическому, контуре нейропсихического
регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий. («Психология
чувственного познания», 1960; «Восприятие пространства и времени»,1969).
Выступил с идеей создания единой концепции человекознания, как комплексной
дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, которые
группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и
жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4)
проблема человечества. А. выделял иерархически соподчиненные уровни организации
человека: индивид, личность, индивидуальность. Считал, что индивидуальность
складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как
субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как
индивида. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнородности
структуры индивидуальности, об энерго-информационных
соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе
индивидуального развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и
неравномерности психического развития, открыты некоторые закономерности
организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в
период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии
(«Человек как предмет познания», 1968). А. - автор большого количества работ по
теории и истории психологической науки, педагогической, возрастной, медицинской
психологии, психологии труда, искусства и многих др. отраслей науки, в том числе
монографий: "Очерки психологии", 1945; "Очерки истории русской
психологии XVIII-XIX веков", 1960, 1967; "Теория ощущений",
1961; «О проблемах современного человекознания», М.,
1977
Н.А. Логинова, Л.А. Карпенко