АНЦЫФЕРОВА
Людмила Ивановна (1924-2013) - российский психолог и философ, специалист в
области методологии и истории психологии, психологии развития, психологии
личности, исторической психологии. Ученица С.Л. Рубинштейна. Д-р
психологических наук (1974), профессор (1991), засл. деятель науки РФ (1984),
поч. чл. РАО (1996). Закончила философский фак-т МГУ
(1948). С 1972 г.
работает в ИП АН СССР (ныне ИП РАН). С 1974 по 1982 г.А. - зав.
лабораторией философских проблем психологии. С 1982 по 1991 – зав. лабораторией
психологии личности. С 1991 г.
– гл. н.с. ИП РАН. С 1980 по 1989 гг. была заместителем главного редактора
«Психологического журнала». Исследовательская деятельность А. была посвящена
анализу основных направлений развития мировой психологической науки («Материалистические
идеи в зарубежной психологии», 1974). В области исторической психологии А.
изучала традиции французской социологической школы. Под ее руководством была
проведена психоисторическая реконструкция сознания, идеалов, целей рабочих
Азербайджана 20-х гг. ХХ века. В конце 70-х гг. А. обращается к изучению
методологических проблем психологии личности, разрабатывает подход к личности
как саморазвивающейся системе - субъекту, наделяющему смыслом пространство и
время своей жизни. («Материалистические идеи в зарубежной психологии», 1974).
Показано, что уникальные внутренние законы сознания включаются в
социально-психологические основания порождения и преодоления обществом
кризисных этапов развития и движения социума по новым путям. Было обосновано
положение о том, что развитие личности включает движение как вперед, так и
вспять. В результате психологическое прошлое, рассматриваемое в контексте
актуальных связей настоящего, обнаруживает новое содержание. По
мнению А., интеграция личности с собственным психологическим прошлым, настоящим
и будущим способствует усилению ее энергетических и смысловых возможностей
(«Личность с позиций динамического подхода. Психология
личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь», 1990).
В цикле работ, посвященных геронтопсихологии, обосновано положение о
неисчерпаемости резервов психического развития личности. На этапе поздней
взрослости одновременно со спадом адаптивных и конструктивных возможностей
появляются позитивные новообразования. Выдвинута и раскрыта концепция
компенсации возрастных утрат, включающая сохранение позитивной идентичности
личности, веры человека в себя, внутреннего локуса контроля, развития качества
мудрости и специфических стратегий совладания с типичными для поздней
взрослости трудностями ("Современная личность: социальные представления,
мышление, развитие в норме и патологии", М., 2000). Исследуется поведение
личности в трудных жизненных ситуациях. Установлено, что личностно-смысловая
логика деятельности субъекта в силу ее уникальности и особенностей
взаимодействия с миром, порождает возникновение трудных ситуаций. Выявлены
различные типы поведения, направленные на преодоление человеком преград и
определение адекватных форм реагирования на негативные события.
В.А. Кольцова