АШ (Asch) Соломон (1907 – 1996) – американский психолог польского
происхождения, специалист в области психологии
личности, социальной и экспериментальной психологии. Оразование получил в Колумбийском ун-те (магистр,
1930; д-р философии, 1932). Профессиональную деятельность начал в Бруклинском
колледже (1932-1941), продолжил в Новой
школе социальных исследований (адъюнкт
профессора, 1944-1947) и в Свартморском колледже (профессор, 1947-1966). В 1966 г. стал одним из
основателей Института исследования познания в ун-те Ратджерса..
В1972 перешел в Пенсильваннский
ун-т на должность профессора психологии, где
работал до отставки в 1979 г.
Получил награду APA "За выдающийся научный вклад" (1967). Сфера
интересов А. в психологии была достаточно обширна., тем не менее
основные усилия он сосредоточил на проблемах социальной психологии. А. был
уверен, что психология должна быть связана с социальными науками (такими как
экономика, история и политика) в такой же мере, в какой она связана с
естественными и биологическими науками. К этим выводам он пришел не сразу,
начав свою научную деятельность с экспериментальных исследований восприятия,
поскольку еще в студенческие годы заинтересовался гештальт-психологией. Наиболее известны эксперименты А. и Г. Уиткина (H.A. Witkin) по восприятию
вертикали, результаты которых были опубликованы в четырех статьях журнала
Экспериментальная психология (Journal of Experimental Psychology, 38. 1948). Эксперименты говорили в
пользу зрительного восприятия пространства, а отнюдь не в
пользу проприоцепции. Кроме работы по анализу пространственной зависи мости, А. проводил смелые эксперименты по восприятию человека. Он предлагал испытуемым перечень
индивидуальных черт (например, теплый, умный, квалифицированный, трудолюбивый, решительный, практический,
осторожный) и затем фиксировал впечатление и суждения испытуемых о гипотетическом человеке, описанном
предлагаемым образом. Различные группы получали идентичные перечни, в которых менялось только одно ключевое слово (наиболее известным «переключателем» служила пара "холодный" и "теплый"). А., наблюдая воздействие центральной черты на формирование впечатления, установил, что некоторые черты были более значимы и их изменение сопровождалось изменением
окончательного впечатления. А. также сделал вывод, что
суждение о другом человеке — целостное событие, и не может быть получено путем комбинации отдельных независимых друг от друга свойств. Наиболее значимыми
исследованиями А., оказавшими большое влияние на становление социальной психологии,
был ряд экспериментов по изучению конформности в группе. В его классическом
эксперименте группа испытуемых была приглашена для того, чтобы вынести суждения восприятия. Им
предлагалось установить соответствие одного из трех отрезков контрольному (совпадающая пара при этом наличествует). Когда испытуемые приступали к решению этой задачи,
оказывалось, что такую же задачу уже решает другая группа. Разумеется, первая
группа не проинформирована в том, что вторая группа лишь играет роль испытуемых. Все члены второй группы
единодушно выбирают неравную пару отрезков, называя ее правильной.
Испытуемые первой группы выносят суждение вслед за ними, и потому подвержены влиянию мнения большинства. Многие испытуемые
уступали давлению большинства, и А. мог убедительно продемонстрировать конформность в лабораторных условиях. Однако в США
было и критическое отношение к экспериментам А. Многие считали, что если бы
испытуемые первой группы были полностью проинформированы, то эксперимент бы не
состоялся. Свои исследования и взгляды А. изложил в известном учебнике по
социальной психологии (Social Psychology. 1952), который
был без изменений переиздан в 1987
г. Его понимание гештальтпсихологии показало, что он был
далек от наивного принятия доктрины объективного эксперимента и потому
обвинения в его адрес были несостоятельными.
Л.А. Карпенко