АСТАФЬЕВ
Петр Евгеньевич (1846 - 1893) - российский философ, психолог и юрист. Окончил
юридический факультет Московского ун-та (1868). В 1872-1876 гг. был профессором
философии права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. В 1881-1885 гг.
заведовал университетским отделением лицея Цесаревича Николая. Преподавал
философию, психологию, этику и логику. С 1885 г. работал цензором Московского
цензурного комитета. В 1890-1893 гг. был приват-доцентом
историко-филологического фак-та Московского ун-та. Исследовал проблемы
соотношения веры и знания, специфики субъективного мира, особенностей
человеческого "Я", философии истории, свободы воли, национального
самосознания, нравственности и др. Развивал идеи, согласно которым началом
всякой реальности и подлинно сущим является субъективный мир, в силу чего
изучение сознания субъекта должно выступать как стартовая и основная задача
философии. Искусственно дистанцировал русскую философию от западной философии.
Акцентировал особенности развития русской философской традиции и настаивал на
существовании возможности и необходимости осуществить в русской философии
"истинный идеал философии". Полемизировал с М. Нордау как одним из
идеологов сионизма. Подчеркивал актуальность и необходимость борьбы с
еврейством и рассматривал эту борьбу как основную форму борения с капитализмом.
Осуществил ряд исследований психологии полов, в границах которых особое
внимание уделил изучению психического мира женщины. В контексте этих
исследований выработал представление о существовании "психического
ритма" и сформулировал закон "психического ритма", согласно
которому свойства душевной жизни зависят от скорости смены ощущений, чувств и
стремлений. Автор книг: «Монизм или дуализм?», 1873; "Психический мир
женщины: его особенности, превосходства и недостатки", 1881; "Понятие
психического ритма как научное обоснование психологии полов", 1882;
"Страдания и наслаждения в жизни", 1885; "Смысл истории и идеалы
прогресса", 1885; "Симптомы и причины современного настроения. (Наше
техническое богатство и наша духовная нищета). Две публичные лекции",
1885; "Чувство как нравственное начало", 1886; "Вера и знание в
единстве мировоззрения. Опыт начал критической монадологии", 1893 и др.
работ.
В.И. Овчаренко