АТКИНСОН
(Atkinson) Ричард Чэтэм (р. 1929) - американский психолог. Специалист в области
когнитивной психологии, психологии образования, экспериментальной психологии,
математической психологии. Автор трехкомпонентной модели памяти. Чл.
Национальной академии наук (1974). Зам. директора Национального научного фонда
(1975-1976) с 1976 по 1980 г.
- его директор. Имеет награду АПА «За выдающийся научный вклад» (1977).
Образование получил в Чикагском ун-те (1944-1948, бакалавр). В 1955 г. защитил докт. дис.
по философии в ун-те штата Индиана. Преподавал прикладную и статистическую
математику в Станфордском ун-те (Калифорния,1956-1957). В качестве
ассоциативного профессора психологии преподавал в Калифорнийском ун-те
Лос-Анджелеса (1957-1961) и Станфордском ун-те (1961-1964), с 1964 по 1980 -
профессор психологии этого ун-та. С 1980 г. – профессор когнитивных наук
Калифорнийского ун-та (Сан Диего) и ректор этого ун-та.
В 1950-1960-х гг. занимался изучением
математических моделей обучения и восприятия, интересовался программами
компьютерного обучения. В 1960-х гг. обратился к когнитивной психологии. В
качестве методологических оснований ориентировался на "компьютерную
метафору", проводящую параллель между познавательными процессами человека
и преобразованием информации в вычислительном устройстве. Известен
своими исследованиями вербально-акустической кратковременной памяти и
долговременной семантической памяти. В них он основывался на представлении, что
память является динамической и развивающейся многоуровневой системой. В 1968 г. предложил свою
трехкомпонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в
сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента
внешней стимуляции, затем - при соответствии задаче сохранения - попадает,
подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище,
где постоянно восстанавливается за счет повторения в течении
десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище,
где она храниться в семантической форме (в концептуальных
кодах) на протяжении очень долгого времени (“Human memory: A proposed
system and its control processes” (совм. с Shiffrin R.M.) //In K.W. Spence and J.T. Spence (eds) “The
Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory”, vol. 2, N.Y., 1968). Некоторые исследователи
не приняли этой теории, особенно из-за положения, что в разных системах памяти
информация хранится в разной форме (Д. Дойч, Р. Шепард). А. был участником
18-го Международного психологического конгресса в Москве (1966). Автор монографий
и ряда учебных пособий: “Studies
in
Mathematical
Psychology”,
Stanford,
1964; “An
Introduction
to
Mathematical
Learning
Theory”,
N.Y., 1966 (совм. с Bower G.H., Crothers E.J.), в рус. пер.: “Введение в математическую теорию обучения”, М., 1969;
“Computer
Assisted
Instruction”,
1969; “Contemporary
Developments
in
Mathematical
Psychology”,
1974; “Mind
and
Behavior;
Introduction
to
Psychology”,
11 ed.,
1993, в рус. пер.:“Человеческая
память и процесс обучения”, М., 1980.
И.М. Кондаков