АВГУСТИН
Аврелий (354 - 430) - философ и богослов, учение которого ознаменовало переход
от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Считая душу
орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не
разум. Тем самым, он стал основоположником учения, названного впоследствии
волюнтаризмом (от лат. "voluntas"
- воля). Индивидуальная воля, согласно А., зависит от божественной и действует
в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все
изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой
активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля
создает воспоминание. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в
Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря
направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт:
душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью
собственную деятельность и ее незримые продукты. Идея о внутреннем опыте,
отличном от внешнего, но обладающем высшей истинностью
имела у А. теологический смысл, поскольку предполагалось, что истинность
даруется Богом. Решая теологические задачи, А. развернул систему аргументов,
ставших путеводной нитью для интроспективной психологии последующих веков
(принцип единства и самодеятельности души, независимой от тела, но использующей
его в качестве орудия; понятие о внутреннем опыте как непогрешимом источнике
познания и др.). Вслед за Плотиным А. сосредоточился на вопросе о познаваемости
субъектом собственных психических актов и состояний, как отличном от восприятия
предметов посредством внешних органов чувств, направив психологическую мысль на
проблему самосознания. По оценке С.С. Аверинцева, А. с недостижимым для эпохи
античности самоанализом, показав коллизии становления личности, создал в
европейской культуре традицию "исповедей" (как сочинений,
воссоздающих процесс осмысления индивидом своих грехов с целью покаяния),
получившую светское развитие у Ж-Ж. Руссо, Л.Н.
Толстого и др. В "Исповеди" самого А., полной глубоких размышлений об
отношении личности к другим людям, резко осуждается насилие над ребенком.
М.Г. Ярошевский