АСМОЛОВ Александр Григорьевич (р.
1949) - российский психолог, специалист в области методологии и теории
психологии, психологии личности и психологии развития. Ученик А.Н. Леонтьева и
А.Р. Лурия. Д-р психологических наук (1996), профессор (1997), чл.-кор. РАО (с 1995
г.). Вице-президент ОП СССР (1988-1992). Чл. президиума
РПО (с 1996). Гл. ред. журнала "Вестник
образования" (1993-1998), чл. редсовета журнала «Вопросы психологии» и
ряда др. журналов. Окончив в 1972 г. фак-т
психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, работал на кафедре общей психологии,
защитил канд. дис. (1977). С 1988 по 1992 г. А. – гл. психолог Госкомитета СССР по
народному образованию и в этот период наряду с преподавательской и научной
деятельностью уделял много внимания созданию педагогики развития и
проектированию системы вариативного образования. С 1992 по 1998 г. А. – зам. министра
общего и профессионального образования РФ и председатель Координационного
совета по психологии МО РФ. Работая в этой должности, большое внимание уделял
инновационной политике в образовании, разработке стратегии образования, его
гуманизации и повышения уровня психологической культуры работников образования.
Организовал и стал гл. ред. журнала«Педология. Новый
век». В 1993 г.
возглавил в ПИ РАО лабораторию Культурно-исторической психологии, продолжая
одновременно преподавать на фак-те психологии МГУ. В
1996 защитил докт. дис.: «Историко-эволюционный подход в психологии личности».
В 1997 организовал на фак-те психологии МГУ кафедру
Психологии личности. Исследовательская и организационная работа А. в 1990-е гг.
была посвящена не только воплощению идей педагогики развития в сферу
образования, но и созданию системы подготовки практических психологов, а также
организации психологической службы в России. При его
содействии в ряде ун-тов были открыты специальные фак-ы по практической
психологии, цель которых готовить специалистов для психологической службы
образования; была введена профессия «педагог - психолог»; в Классификатор
направлений и специальностей высшего профессионального образования была введена
новая специальность: «клиническая психология». А. был инициатором и
научным руководителем ряда государственных программ в сфере образования:
«Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка обучения и
воспитания детей с аномалиями развития», «Социально-психологическая служба
помощи несовершеннолетним», «Дети Чернобыля: социально-психологический и
медико-психологический аспекты». С 1998 по 2001 г. разрабатывал
федеральную программу Правительства РФ - "Формирование установок
толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".
Основные направления научных исследований А. представлены в монографиях и
учебных пособиях: «Деятельность и установка», М.,1979; «Личность как предмет
психологического исследования», М., 1984; «Принципы организации памяти
человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов»,
М., 1985; «Психология индивидуальности: основы методологии историко-эволюционного
подхода», М., 1986; «Психология личности: принципы общепсихологического
анализа», М., 1990; "Культурно-историческая психология и конструирование
миров", М., 1996; в изданной в США монографии "Vygotsky today: On the
Verge of Non-Classical Psychology (Horizons Psychology)", 1999 и др.
Л.А.
Карпенко, О.Г Носкова