АСМОЛОВ Александр Григорьевич (р. 1949) - российский психолог, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития. Ученик А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Д-р психологических наук (1996), профессор (1997), чл.-кор. РАО (с 1995 г.). Вице-президент ОП СССР (1988-1992). Чл. президиума РПО (с 1996). Гл. ред. журнала "Вестник образования" (1993-1998), чл. редсовета журнала «Вопросы психологии» и ряда др. журналов. Окончив в 1972 г. фак-т психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, работал на кафедре общей психологии, защитил канд. дис. (1977). С 1988 по 1992 г. А. – гл. психолог Госкомитета СССР по народному образованию и в этот период наряду с преподавательской и научной деятельностью уделял много внимания созданию педагогики развития и проектированию системы вариативного образования. С 1992 по 1998 г. А. – зам. министра общего и профессионального образования РФ и председатель Координационного совета по психологии МО РФ. Работая в этой должности, большое внимание уделял инновационной политике в образовании, разработке стратегии образования, его гуманизации и повышения уровня психологической культуры работников образования. Организовал и стал гл. ред. журнала«Педология. Новый век». В 1993 г. возглавил в ПИ РАО лабораторию Культурно-исторической психологии, продолжая одновременно преподавать на фак-те психологии МГУ. В 1996 защитил докт. дис.: «Историко-эволюционный подход в психологии личности». В 1997 организовал на фак-те психологии МГУ кафедру Психологии личности. Исследовательская и организационная работа А. в 1990-е гг. была посвящена не только воплощению идей педагогики развития в сферу образования, но и созданию системы подготовки практических психологов, а также организации психологической службы в России. При его содействии в ряде ун-тов были открыты специальные фак-ы по практической психологии, цель которых готовить специалистов для психологической службы образования; была введена профессия «педагог - психолог»; в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования была введена новая специальность: «клиническая психология». А. был инициатором и научным руководителем ряда государственных программ в сфере образования: «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка обучения и воспитания детей с аномалиями развития», «Социально-психологическая служба помощи несовершеннолетним», «Дети Чернобыля: социально-психологический и медико-психологический аспекты». С 1998 по 2001 г. разрабатывал федеральную программу Правительства РФ - "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Основные направления научных исследований А. представлены в монографиях и учебных пособиях: «Деятельность и установка», М.,1979; «Личность как предмет психологического исследования», М., 1984; «Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов», М., 1985; «Психология индивидуальности: основы методологии историко-эволюционного подхода», М., 1986; «Психология личности: принципы общепсихологического анализа», М., 1990; "Культурно-историческая психология и конструирование миров", М., 1996; в изданной в США монографии "Vygotsky today: On the Verge of Non-Classical Psychology (Horizons Psychology)", 1999 и др.

Л.А. Карпенко, О.Г Носкова