БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884 - 1962) - французский философ, психолог и методолог науки. Основоположник неореализма как философского течения. Создатель специализированного психоанализа объективного познания. Специального философского образования Б. не получил и большую часть жизни провел в провинции. В 1912 г. получил степень лиценциата по математике. С 1919 преподавал физику и химию в колледже Барсюр-Об (который сам в свое время окончил), в это время начал заниматься философией. В 1928 защитил дис. по философии, в которой обосновывал идею «приближенного знания». С 1930 Б. – профессор на фак-те литературы в Ун-те Дижона, с 1940 - профессор Сорбонны, где до 1954 руководил кафедрой истории и философии науки. Параллельно возглавлял Институт истории науки при Сорбонне. После 1954 – поч. профессор Сорбонны. С 1951 – кавалер Ордена Почетного Легиона. В 1961 стал лауреатом национальной премии в области литературы. В 30-х гг. Б разрабатывал теорию познания (эпистемологию), в том числе - психоанализ объективного познания, ориентированный на устранение из науки убеждений, сформировавшихся вне специфически объективного опыта. В работе "Новый научный дух" (1934) Б. представил «проектную» формулировку неорационализма как подхода. В книге «Формирование научного духа: вклад в психоанализ объективного познания» (1938) предложил термин и идею диалектической сублимации, под которой понимал разновидность процесса преобразования энергии влечений, обеспечивающего замену бессознательного подавления осознанным подавлением и преобразованием, сопровождающихся чувством радости. Другое направление исследований Б. связано с проблематикой «творческого воображения». В книге "Психоанализ огня" (1937) он исследовал смысл, значение и сексуальный образ огня как связующего звена всех символов. Осуществляя психоанализ огня, Б. выдвинул идею о существовании группы комплексов, связанных с любовью к огню и огненным субстанциям. Среди них: комплекс Прометея (совокупность побуждений человека, обусловливающих его стремление к обретению знаний, превосходящих уровень знаний его отца и учителей), который квалифицировался им как "Эдипов комплекс умственной жизни"; комплекс Эмпедокла (специфический "зов огня", объединяющий инстинкты жизни и смерти, на основе любви к огню и его почитании), комплекс Новалиса (совокупность удовлетворения чувственной жажды внутреннего проникающего тепла и глубинного ощущения согревающего блаженства), а также комплексы Пантагрюэля, Гофмана и Гарпагона. В последующих работах – «Вода и грезы» (1942), «Воздух и сны» (1943), «Земля и грезы воли» (1948), «Земля и грезы покоя» (1948), – анализировались различные аспекты творческого воображения. В книге «Поэтика пространства» (1957) Б. представил уже существенно переформулированную проблематику теории «творческого воображения». Итоговой работой этого направления была книга «Поэтика грез» (1960). Как философ и методолог науки Б. опубликовал ряд работ, посвященных осмыслению специфических черт мышления, познания и теорий познания нашего времени: "Философское отрицание" (1940) – ключевая работа первого периода творчества Б., отражающая основания его понимания неорационализма; "Прикладной материализм" (1949) – работа, излагающая «техническую» составляющую концепции Б.; "Рациональный материализм" (1953) – работа, содержащая «последнюю», уточненную версию эпистимологии Б. и др.

Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко