БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884 -
1962) - французский философ,
психолог и методолог науки. Основоположник неореализма как философского
течения. Создатель специализированного психоанализа объективного познания.
Специального философского образования Б. не получил и большую часть жизни
провел в провинции. В 1912 г.
получил степень лиценциата по математике. С 1919 преподавал физику и химию в
колледже Барсюр-Об (который сам в свое время окончил), в это время начал
заниматься философией. В 1928 защитил дис. по философии, в которой обосновывал
идею «приближенного знания». С 1930 Б. – профессор на фак-те
литературы в Ун-те Дижона, с 1940 - профессор Сорбонны, где до 1954 руководил
кафедрой истории и философии науки. Параллельно возглавлял Институт истории
науки при Сорбонне. После 1954 – поч. профессор Сорбонны. С 1951 – кавалер
Ордена Почетного Легиона. В 1961 стал лауреатом национальной премии в области
литературы. В 30-х гг. Б разрабатывал теорию познания (эпистемологию), в том
числе - психоанализ объективного познания, ориентированный на устранение из науки
убеждений, сформировавшихся вне специфически объективного опыта. В работе
"Новый научный дух" (1934) Б. представил «проектную» формулировку
неорационализма как подхода. В книге «Формирование научного духа: вклад в
психоанализ объективного познания» (1938) предложил термин и идею
диалектической сублимации, под которой понимал разновидность процесса
преобразования энергии влечений, обеспечивающего замену бессознательного
подавления осознанным подавлением и преобразованием, сопровождающихся чувством
радости. Другое направление исследований Б. связано с проблематикой
«творческого воображения». В книге "Психоанализ огня" (1937) он
исследовал смысл, значение и сексуальный образ огня как связующего звена всех
символов. Осуществляя психоанализ огня, Б. выдвинул идею о существовании группы
комплексов, связанных с любовью к огню и огненным субстанциям. Среди них:
комплекс Прометея (совокупность побуждений человека, обусловливающих его
стремление к обретению знаний, превосходящих уровень знаний его отца и учителей),
который квалифицировался им как "Эдипов комплекс умственной жизни";
комплекс Эмпедокла (специфический "зов огня", объединяющий инстинкты
жизни и смерти, на основе любви к огню и его почитании), комплекс Новалиса
(совокупность удовлетворения чувственной жажды внутреннего проникающего тепла и
глубинного ощущения согревающего блаженства), а также комплексы Пантагрюэля,
Гофмана и Гарпагона. В последующих работах – «Вода и грезы» (1942), «Воздух и
сны» (1943), «Земля и грезы воли» (1948), «Земля и грезы покоя» (1948), –
анализировались различные аспекты творческого воображения. В книге «Поэтика
пространства» (1957) Б. представил уже существенно переформулированную
проблематику теории «творческого воображения». Итоговой работой этого
направления была книга «Поэтика грез» (1960). Как философ и методолог науки Б.
опубликовал ряд работ, посвященных осмыслению специфических черт мышления,
познания и теорий познания нашего времени: "Философское отрицание"
(1940) – ключевая работа первого периода творчества Б., отражающая основания
его понимания неорационализма; "Прикладной материализм" (1949) –
работа, излагающая «техническую» составляющую концепции Б.; "Рациональный
материализм" (1953) – работа, содержащая «последнюю», уточненную версию
эпистимологии Б. и др.
Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко