БАТУЕВ Александр Сергеевич
(1935-2012) – российский психофизиолог, специалист в области общей и возрастной
физиологии мозга и теории антропогенеза. Д-р биологических наук (1968),
профессор (1974), чл-корр. РАО (1993), д. чл. РАО (1995). Вице-президент
Санкт-Петербургского физиологического общества. Образование получил в ЛГУ им. Жданова (ныне
Санкт-Петербургский ун-т), окончив биолого-почвенный фак-т (
Основная
научная проблема, исследованием которой занимался Б. – психофизиологические механизмы
доминанты в формировании целенаправленного поведения. Многолетние и
систематические исследования мозговых механизмов обучения и памяти привели к
разработке концепции об ассоциативных системах мозга как аппаратах
программирования поведения на основе принципов доминанты и условного рефлекса.
В этой концепции нашли свое логическое объединение научные позиции И.П. Павлова
и А.А. Ухтомского. Было установлено, что наличие мотивационной доминанты
является необходимым условием обучения. Поведенческая реакция, возникшая в
результате формирования доминантного состояния, всегда направлена на его
прекращение. Было показано, что уровень возбуждения мотивационных структур
определяет скорость обучения. Новые практические навыки формируются на высоком
уровне доминирующей мотивации, образуются быстро и сохраняются в памяти на
длительное время. Исследовались также основные свойства ассоциативных систем
мозга, что позволило выявить биологические предпосылки формирования когнитивных
форм поведения человека. На этом основании была разработана классификация форм
обучения в соответствии с возрастными особенностями развивающегося мозга.
Разработано представление о функциональной структуре целостного поведенческого
акта, основным звеном которой является блок формирования вероятностных программ
предстоящего поведения и кратковременная память, которая обеспечивается высшими
ассоциативными системами мозга. Развивая учение А.А.Ухтомского о доминанте, Б.
разработал проблему «Биосоциальные факторы формирования системы «Мать – дитя»,
которая служит базой для развития теоретических основ антропосоциогенеза.
Руководил рядом комплексных программам РАО, связанных с психофизиологией
раннего детства (1994,1995), является научным руководителем центра
«Психофизиология матери и ребенка» СПбГУ. Б. автор 10 монографий и более 10
учебников и учебных пособий. Основные из них: «Эволюция лобных долей и интегральная деятельность мозга», 1973;
«Кортикальные механизмы интегральной деятельности мозга»,(1978; «Мозг и
организация движений», 1978; «Введение в физиологию сенсорных систем», 1984;
«Высшая нервная деятельность», 1991; «Человек. Основы физиологии и
психологии» /учебник для 9 кл. (в соавт.), 1998; «Психофизиологические основы
социальной адаптации ребенка» /ред., 1999; и др.
Л.А.
Карпенко