БАТУЕВ Александр Сергеевич (1935-2012) – российский психофизиолог, специалист в области общей и возрастной физиологии мозга и теории антропогенеза. Д-р биологических наук (1968), профессор (1974), чл-корр. РАО (1993), д. чл. РАО (1995). Вице-президент Санкт-Петербургского физиологического общества. Образование получил в ЛГУ им. Жданова (ныне Санкт-Петербургский ун-т), окончив биолого-почвенный фак-т (1957 г) и аспирантуру этого фак-та (1957-1959). Профессиональную деятельность начал м.н.с. Физиологического НИИ ЛГУ им. А.А. Ухтомского (1959-1961), где защитил канд. дис.: «Функциональная структура двигательных актов» (1960). С 1961 г. преподавал на кафедре ВНД ЛГУ. В 1968 г. возвращается к исследовательской работе в Физиологическом НИИ ЛГУ, защищает докт. дис.: «Функции двигательного анализатора» и в 1970 г. возглавляет там лабораторию. Все это время он не оставлял преподавательскую деятельность и с 1972 по 1976 г. возглавил кафедру биофизики ЛГУ, затем кафедру ВНД ЛГУ (1976-1981). С 1981 по 1985 г. Б. – директор ФНИИ . В 1985 г., оставив административную деятельность, он возглавляет в этом институте лабораторию высшей нервной деятельности, где под его руководством исследуются нервные и гуморальные механизмы интегративной деятельности мозга, обеспечивающие организацию целенаправленного и адаптивного поведения. В 1991 г. Б. избирается на должность зав. кафедрой ВНД биолого-почвенного факультета ЛГУ. С 2004 по 2012 г. он профессор кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии и, одновременно, - руководитель лаборатории психофизиологии матери и ребёнка ЛГУ(ныне  СПбГУ).

Основная научная проблема, исследованием которой занимался Б. – психофизиологические механизмы доминанты в формировании целенаправленного поведения. Многолетние и систематические исследования мозговых механизмов обучения и памяти привели к разработке концепции об ассоциативных системах мозга как аппаратах программирования поведения на основе принципов доминанты и условного рефлекса. В этой концепции нашли свое логическое объединение научные позиции И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Было установлено, что наличие мотивационной доминанты является необходимым условием обучения. Поведенческая реакция, возникшая в результате формирования доминантного состояния, всегда направлена на его прекращение. Было показано, что уровень возбуждения мотивационных структур определяет скорость обучения. Новые практические навыки формируются на высоком уровне доминирующей мотивации, образуются быстро и сохраняются в памяти на длительное время. Исследовались также основные свойства ассоциативных систем мозга, что позволило выявить биологические предпосылки формирования когнитивных форм поведения человека. На этом основании была разработана классификация форм обучения в соответствии с возрастными особенностями развивающегося мозга. Разработано представление о функциональной структуре целостного поведенческого акта, основным звеном которой является блок формирования вероятностных программ предстоящего поведения и кратковременная память, которая обеспечивается высшими ассоциативными системами мозга. Развивая учение А.А.Ухтомского о доминанте, Б. разработал проблему «Биосоциальные факторы формирования системы «Мать – дитя», которая служит базой для развития теоретических основ антропосоциогенеза. Руководил рядом комплексных программам РАО, связанных с психофизиологией раннего детства (1994,1995), является научным руководителем центра «Психофизиология матери и ребенка» СПбГУ. Б. автор 10 монографий и более 10 учебников и учебных пособий. Основные из них: «Эволюция лобных долей и интегральная деятельность мозга», 1973; «Кортикальные механизмы интегральной деятельности мозга»,(1978; «Мозг и организация движений», 1978; «Введение в физиологию сенсорных систем», 1984; «Высшая нервная деятельность», 1991; «Человек. Основы физиологии и психологии» /учебник для 9 кл. (в соавт.), 1998; «Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка» /ред., 1999; и др.

Л.А. Карпенко