БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (1904 – 1980) – англо-американский психолог, биолог, антрополог, философ, специалист в области психологии семьи, психофизиологии и сравнительной психологии, философской и теоретической психологии, психотерапии. Автор концепции вторичного научения и психотерапевтической методики парадоксальной интервенции. Родившись в аристократическом семействе Кембриджа, Б. с детства увлекался зоологией, интересуясь феноменами анатомической симметрии и обращая внимание на формальный анализ. Образование получил в Кембриджском ун-те (1924, бакалавр гуманитарных наук; 1930 – магистр гуманитарных наук). С 1926 по 1928 работал под руководством А.Уилкинса. В 1928 преподавал лингвистику в Сиднее (Австралия). С 1931 по 1937 Б. – чл. совета колледжа Св. Иоанна. Одновременно с этим участвовал в многочисленных этнографических экспедициях: в Новую Британию (1927-1928), на Новую Гвинею (1929-1931, 1931-1933, 1939) и на Бали (1936-1938), где работал вместе с Маргарет Мид, с которой состоял в браке с 1936 по 1950. Одним из первых стал использовать систематическую киносъемку в полевых этнографических исследованиях. В 1940 переехал в США, где занимался преподавательской работой: читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований (1946), в Гарвардском ун-те (1948), в медицинском колледже Калифорнийского ун-та (1948). В это же время приступил к работе над проблемой шизофрении ("Toward a theory of chizophrenia", "Behav. Sci.", 1956). С 1962 по 1964 Б. - директор по исследовательской работе в Институте исследований коммуникаций (ETHOL), чл. руководства Института ментальных исследований в г. Пало-Альто, чл. Королевского ин-та интеркультуральных исследований и Американского антропологического общества. Как теоретик сформировался под действием идей Б.Рассела и Л. фон Берталанфи, сторонник психологического направления "новых коммуникаций", в котором человек понимается как "играющий своим телом в общем оркестре", рассматривал биосферу с позиций квантовой физики. В 1960-1970-х гг. уделял особое внимание новым достижениям в кибернетике и информационной теори для социальных наук. Выступал на конференциях и публиковал свои исследования о структуре и функциях коммуникации людей и животных, которые выкристаллизовались у него в концепцию «вторичного научения». Понятие вторичного научения было ключевым, объединяло логический и эмпирический анализ, а также расширяло теорию логических типов Б. Рассела до анализа иерархических категорий. Представления Б. имели также решающее значение для выдвижения гипотезы "двойной связи" ("double bind"), разработанной в рамках группы по изучению шизофрении Пало-Альто: общение в семье шизофреника осуществляется на двух противоречащих друг другу уровнях, между которых он принужден выбирать, и каждый выбор санкционируется негативно. Защищал тезис о необходимости экологического подхода к психологии и психотерапии, разработал психотерапевтическую методику парадоксальной интервенции. Основные труды Б.: “Balinese Character: A Photographic Analysis”, N.Y. (в соавт. с M. Mead), 1942; “Communication: The Social Matrix of Psychiatry”, Norton. (в соавт. с J. Ruesch), 1951; “Steps to an Ecology of Mind”, 1972; “Mind and Nature: A Necessary Unity”, 1979 и др.

Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков