БЕЛЛ (Bell) Чарльз (1774 - 1842)
- английский анатом, физиолог, психолог, один из авторов (наряду с французским
ученым Ф. Мажанди) учения о рефлекторной дуге как главной единице деятельности
центральной нервной системы. Опираясь на открытие различий между чувствительными
(центростремительными) и двигательными (центробежными) нервами распространил в
кругу своих друзей трактат “О новой анатомии мозга” (1811). Если
прежде считалось, что внешние впечатления передаются в нервные центры и
вызывают двигательную реакцию посредством одного и того же нервного ствола, то,
опираясь на анатомические опыты, Б. доказал, что этот ствол состоит из двух
различных нервных структур, представляя собой их связку, в которой следует
отделить волокна, идущие от корешков через спинной мозг к волокнам, приводящим
в действие мышечный аппарат. Тем самым определялась модель рефлекса как
своего рода автомата, состоящего из трех блоков: центростремительного,
центрального и центробежного. Соответственно те непроизвольные реакции
организма, которые считались эффектом психических импульсов, выступили в виде
чисто нервного механизма, заложенного в устройстве тела и не нуждающегося в
регуляции со стороны души. Эта анатомо-морфологическая модель работы ЦНС была
названа законом Белла-Маджани. В этом законе описывается закономерность
распределения нервных волокон в корешках спинного мозга: чувствительные волокна
вступают в спинной мозг в составе задних корешков, а двигательные входят в
составе передних. В дальнейшем Б. сделал ряд других важных открытий в психофизиологии.
Среди них особо следует выделить его представление, согласно которому
рефлекторно вызываемая реакция мышц не обрывается на этом эффекта, но передает
информацию о том, что произошло с мышцей обратно в нервные центры (головной
мозг). Тем самым впервые была сформулирована идея обратной связи как основы
саморегуляции поведения организма. Б. продемонстрировал эту саморегуляцию на
данных о деятельности глазных мышц. Благодаря этой деятельности строится
чувственный образ воспринимаемого субъектом внешнего пространства и тех
объектов, которые в нем расположены. . Опираясь на
тщательно выверенные факты в экспериментах по изучению функций зрительного
аппарата как органа, в котором сенсорные эффекты и двигательная активность
нераздельны, Б. доказал зависимость психического (то есть субъективного) образа
от объективного, анатомо-физиологического устройства, работающего по принципу
рефлекса. Выдвинутая Б. идея “нервного круга”, соединяющего мозг с мышцей была
замечательной догадкой о рефлекторной природе чувственного познания, об его
закономерном характере, о первичности образов, которые строит головной мозг по
отношению к органам сознания субъекта.
М.Г. Ярошевский