БЕНЕДИКТ ( Benedict
) Рут (1887 - 1948) - американский
антрополог, этнопсихолог и поэт (псевдоним - Анна Синглтон). Специалист в
области психологии и культурной антропологии. Окончила Вассар-Колледж в Пуфкипси (штат Нью-Йорк). В 1919 г. поступила на курсы
Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Продолжила обучение у
антрополога Ф. Боаса в Колумбийском ун-те. После защиты дис. "Концепция
духа покровительства в Северной Америке" (1923) работала в Колумбийском
ун-те помощником и преемником Ф. Боаса. С 1922 г. сотрудничала с М.
Мид. Осуществила антропо-психологическое исследование племен индейцев Северной
Америки. В 1926-1928 гг. была президентом Американского этнологического
общества. В 1928 г.
опубликовала первые статьи по проблемам культурантропологии. Исследовала
взаимосвязи психики и культуры, психологии и антропологии. Оказала существенное
влияние на развитие и социально-культурные ориентации современной антропологии.
Считала, что культура являет собой целостную конструкцию, состоящую главным
образом из интеллектуальных, религиозных и эстетических элементов. В результате
социально-антропологических исследований пришла к выводу, что этнические
особенности определяются преимущественно социальной средой, в которой
существенную роль играет "этос культуры" - специфическая совокупность
структур, основных общественных ценностей и установок, определяющая содержание
и направленность воспитания детей и жизнедеятельность
взрослых. В 1934 г.
в статье "Антропология и аномалия" показала, что представления о
"нормальном" и "аномальном" являются относительными и
варьируют от культуры к культуре. Подчеркивая культурогенный и релятивистский
характер данных представлений, отметила, что их относительность
распространяется и на социальное, и на сексуальное поведение людей. Изучала
"транскультурные" факторы, позволяющие сглаживать и уменьшать
этноцентризм и межнациональную враждебность. С позиций психоаналитических
ориентаций исследовала воздействие культуры на личность. В значительной части
описывала изучаемые явления посредством категориально-понятийного аппарата
психоанализа и психиатрии. Содействовала распространению психоаналитических
идей и стимулировала интерес психоаналитиков, психологов и психиатров к
проблемам культуры. В 1934 г.
опубликовала книгу "Паттерны культуры", которая и поныне пользуется
популярностью. В качестве одной из возможных трактовок культуры предложила ее
понимание как относительно определенной совокупности предписаний для личности,
сопряженных с ее душевной организацией и возможностями самореализации. Показала
решающую роль культуры в создании различных образов жизни. Опровергала
примитивные представления о линейной направленности исторического процесса и
подчеркивала неограниченность "конфигураций культуры". Обосновывала
недопустимость войн и любых форм дискриминации. Боролась за права человека.
Выступала против существования цензуры. Организовала сбор подписей под письмом
протеста против нацизма и расизма. Осуществила исследование этноса зуни в
Нью-Мексико и изложила результаты этой работы в книге "Мифология
зуни" (1935, 2 тт.). Во время Второй мировой
войны разрабатывала культурантропологическую методологию дистанционного
исследования культур посредством анализа их "продуктов" (произведений
литературы, искусства и т.д.). В 1946
г. опубликовала книгу "Хризантема и меч", в
которой изложила результаты такого исследования японской культуры. Выявила и
проанализировала существование и взаимодействие типов культур эстетизма и
милитаризма в японском обществе, государстве и национальном характере. Показала
возможности и перспективы развития Японии в условиях мира. В послевоенный
период осуществила дистанционное исследование культур России, Польши, Китая и
др. В 1947 была избрана президентом Американской антропологической ассоциации.
Оказала влияние на развитие и социально-культурные ориентации современной
антропологии. Автор книги: "Раса, наука и политика", 1940; и др.
работ по проблемам антропологии и этнопсихологии
В.И.
Овчаренко