БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874
- 1948) - российский философ,
представитель персонализма. Профессор философии (1919), д-р теологии (1947).
Учился в Киевском кадетском корпусе. С 1894 г. учился на
естественном и юридическом фак-тах ун-та Святого Владимира (Киев). Систематически
изучал философию под руководством Г.И. Челпанова. Увлекался
социал-демократическими идеями и принимал активное участие в
социал-демократическом движении. В 1898 г. в связи с разгромом Киевского
"Союза борьбы за освобождение рабочего класса" был арестован и
исключен из университета. В 1901-1903 гг. находился в административной ссылке в
Вологде и Житомире. В 1903 г.
осуществил переход "от марксизма к идеализму", от социал-демократии к
либерализму. Примкнул к "Союзу освобождения". В 1904 г. входил в редакцию
журнала "Новый путь". В 1905 г. вместе с С.Н. Булгаковым руководил
журналом "Вопросы жизни". Выступил как теоретик "нового
религиозного сознания" и активный философский публицист. В качестве
основных направлений философских исканий принял философию свободы и смысл
творчества. Приветствовал Февральскую революцию (1917) в России, но резко
осудил Октябрьскую революцию. Создал Вольную академию духовной культуры
(Москва, 1919), к работе в которой привлек ряд выдающихся мыслителей. В 1920 г. был арестован и
допрошен Ф.Э. Дзержинским. В 1922
г. был вновь арестован и выслан из Советской России. Жил
в Берлине, где основал Религиозно-философскую академию. С 1924 г. жил и работал в
Кламаре (пригороде Парижа), где возобновил деятельность Религиозно-философской
академии, издавал журнал "Путь" (1925-1940) и принимал участие в
деятельности издательства "ИМКА-Пресс". Б. осуществил философское
исследование проблем назначения человека, его духа, свободы и рабства.
Многократно обращался к анализу и оценке идей З. Фрейда. Считал, что "из
тех, которые смотрели на человека снизу, быть может, наибольшее значение имеют
К. Маркс и З. Фрейд". Автор книг: " Субъективизм и индивидуализм в
общественной философии" (1901); "Духовный кризис интеллигенции.
Статьи по общественной и религиозной психологии" (1910); "Философия
свободы" (1911); "Душа России" (1915); "Смысл творчества.
Опыт оправдания человека" (1916); "Смысл истории. Опыт философии
человеческой судьбы" (1923); "О назначении человека. Опыт
парадоксальной этики" (1931); "Новое средневековье. Размышления о
судьбе России и Европы" (1934); "Русская идея. Основные проблемы
русской мысли Х1Х века и начала XX века" (1946);
"Истоки и смысл русского коммунизма" (1955) и многих др.
В.И.Овчаренко