БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 - 1948) - российский философ, представитель персонализма. Профессор философии (1919), д-р теологии (1947). Учился в Киевском кадетском корпусе. С 1894 г. учился на естественном и юридическом фак-тах ун-та Святого Владимира (Киев). Систематически изучал философию под руководством Г.И. Челпанова. Увлекался социал-демократическими идеями и принимал активное участие в социал-демократическом движении. В 1898 г. в связи с разгромом Киевского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" был арестован и исключен из университета. В 1901-1903 гг. находился в административной ссылке в Вологде и Житомире. В 1903 г. осуществил переход "от марксизма к идеализму", от социал-демократии к либерализму. Примкнул к "Союзу освобождения". В 1904 г. входил в редакцию журнала "Новый путь". В 1905 г. вместе с С.Н. Булгаковым руководил журналом "Вопросы жизни". Выступил как теоретик "нового религиозного сознания" и активный философский публицист. В качестве основных направлений философских исканий принял философию свободы и смысл творчества. Приветствовал Февральскую революцию (1917) в России, но резко осудил Октябрьскую революцию. Создал Вольную академию духовной культуры (Москва, 1919), к работе в которой привлек ряд выдающихся мыслителей. В 1920 г. был арестован и допрошен Ф.Э. Дзержинским. В 1922 г. был вновь арестован и выслан из Советской России. Жил в Берлине, где основал Религиозно-философскую академию. С 1924 г. жил и работал в Кламаре (пригороде Парижа), где возобновил деятельность Религиозно-философской академии, издавал журнал "Путь" (1925-1940) и принимал участие в деятельности издательства "ИМКА-Пресс". Б. осуществил философское исследование проблем назначения человека, его духа, свободы и рабства. Многократно обращался к анализу и оценке идей З. Фрейда. Считал, что "из тех, которые смотрели на человека снизу, быть может, наибольшее значение имеют К. Маркс и З. Фрейд". Автор книг: " Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (1901); "Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии" (1910); "Философия свободы" (1911); "Душа России" (1915); "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916); "Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы" (1923); "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (1931); "Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы" (1934); "Русская идея. Основные проблемы русской мысли Х1Х века и начала XX века" (1946); "Истоки и смысл русского коммунизма" (1955) и многих др.

В.И.Овчаренко