БЕРНШТЕЙН Александр Николаевич (1870 -
1922) - российский психиатр,
психотерапевт и психолог. Один из организаторов и лидеров российского
психоаналитического движения. Д-р медицинских наук (1901), профессор. Был одним
из организаторов журнала "Современная психиатрия". Основал
"Журнал психологии, неврологии и психиатрии" (1922). Б. - сын Н.О.
Бернштейна, известного российского врача, физиолога и общественного деятеля и
отец Н.А. Бернштейна - известного российского психолога. Под руководством отца
Б. получил начальное домашнее образование. В 1888 г. окончил 3-ю Одесскую
гимназию и поступил на медицинский фак-т Московского
ун-та. Был учеником и сотрудником С.С. Корсакова. Одновременно с учебой работал
в лаборатории клиники нервных болезней, где под руководством Л.О. Даркшевича
изучал микроскопическую анатомию ЦНС. Особое внимание уделял проблемам
психиатрии. По окончании ун-та (1893) получил диплом лекаря (с отличием) и по
совету С.С. Корсакова совершил поездку в Австрию, Германию, Францию и
Швейцарию, где знакомился с работой различных психиатрических учреждений. В
1893-1902 гг. работал в Психиатрической клинике Московского ун-та. В 1895 г. некоторое время
работал в клинике Э. Крепелина (в Гейдельберге) и в дальнейшем являлся первым
влиятельным российским последователем его учения. В это же время прослушал курс
К.Фишера о философии И. Канта. Наряду с врачебной работой интенсивно изучал
философию и психологию и был ближайшим помощником А.А. Токарского в
психологической лаборатории клиники. С 1901 г. - зав. этой лабораторией и вел занятия
по экспериментальной психологии. В 1901 г. защитил докт. дис., посвященную
проблемам значения мышечного валика, и в 1902 стал приват-доцентом. В этом же
году был командирован за границу для подготовки к чтению курса по
физиологической психологии. Посетил ряд психологических
лабораторий (В. Вундта, Г. Эббингауза и др.), психиатрических клиник (Э.
Крепелина, Р. Зоммера и др.) и прослушал лекции Э. Крепелина, Р. Зоммера, К.
Вернике и др. По возвращении в Москву начал чтение курса физиологической
психологии (с практическими занятиями), который вел до 1905 г. С 1899, по
рекомендации С.С.Корсакова, заведовал Московским Центральным полицейским
приемным покоем, где организовал оказание психиатрической помощи
неимущим горожанам, дотоле содержавшимся в полицейских участках. Привлек к
работе в этом учреждении В.А. Гиляровского, Е.К. Краснушкина, Ю.В. Каннабиха и
др. Организовал в нем биохимическую, патологоанатомическую и психологическую
лаборатории, в которых велась интенсивная научная работа. Читал курс
клинических лекций и проводил практические занятия со студентами. В 1903 г. добился включения
Центрального полицейского приемного покоя в число учебно-вспомогательных
структур Московского университета. В 1905 был одним из инициаторов организации
временных Педологических курсов при Московском педагогическом собрании, при
котором в 1908 г.
открыл и возглавил психологическую лабораторию, публиковавшую "Труды
психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании"(1909,
1911). В 1906-1916 гг. участвовал в организации и проведении Всероссийских
съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике.
Разрабатывал программы, методики и опросники по исследованию личности и
интеллекта. Опубликовал первое в России руководство "Клинические приемы
психологического исследования душевнобольных" (1908), а также статьи и
книги о проблемах прикладной экспериментальной психологии, практических методах
экспериментально-психологического исследования личности:
"Экспериментально-психологические схемы исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях" (1910), "Клинические
приемы психологического исследования душевнобольных" (1911),
"Клинические лекции о душевных болезнях" (1912). Вел большую
клиническую и научную работу. Разработал способ определения восприимчивости памяти
при помощи таблиц с геометрическими фигурами, методики
экспериментально-психологического исследования и клинического опроса, выполнил
работы по эпилепсии, описал симптом олигофалии и пр. Одним из первых российских
психиатров обратил внимание на содержание и возможности психоаналитического
учения. В 1907 и 1909 гг. организовал при Центральном полицейском приемном
покое Повторительные курсы (курсы усовершенствования врачей), на которых
повышали свою квалификацию психиатры России. В 1909 г. пригласил в качестве
лектора Н.А. Вырубова, который прочитал спецкурс "Психоаналитический метод
в изучении и терапии психоневрозов". В 1910-1914 гг. был одним из
организаторов и членов редколлегии журнала "Психотерапия. Обозрение
вопросов психического лечения и прикладной психологии". В 1919 г. содействовал
созданию Психоневрологического музея и библиотеки профессора Ф.Е. Рыбакова и
вошел в Совет музея. В 1920 принимал активное участие в преобразовании этого
музея в Государственный (Московский)
психоневрологический ин-т, заведовал там отделом психиатрии. В
1920-1922 гг. был директором Государственного психоневрологического ин-та (ныне
- Московский НИИ психиатрии МЗ РФ). Привлек к работе перспективных
специалистов и организовал новые кабинеты и лаборатории, в том числе "Гипнологии
и психоанализа". В 1921 содействовал организации в ин-те научного кружка,
изучавшего "вопросы психологии худож. творчества психоаналитическим
методом" и принимал активное участие в его работе. В этом же г. открыл при отделе психологии ин-та психоаналитически
ориентированный "Детский Дом-лабораторию по научному изучению детского
возраста", ставший первой российской структурой по детскому психоанализу и
зародышем Государственного психоаналитического института (ГПАИ). В 1921 г. совместно с И.Д.
Ермаковым и С. Любимовым пытался создать научное общество для исследования
явлений психизма, связанных с подсознательным. В
современной психиатрии и психологии и поныне широко используются
психологические методики Б., направленные на исследование интеллектуального
уровня (методика установления последовательности событий и проба на
комбинаторику), которые в определенной мере инициировали и отчасти вошли в
различные тесты для исследований интеллекта. А описанный им "симптом
Бернштейна" (фиксирующий некоторые особенности движения у кататоников)
стал одним из употребительных психиатрических терминов. Автор книг:
"Экспериментально-психологическая методика распознавания душевных
болезней" (1908), "Экспериментально-психологические схемы
исследования интеллектуальных расстройств при душевных
болезнях" (1910), "Клинические приемы психологического исследования
душевнобольных" (1911), "Клинические лекции о душевных болезнях"
(1912) и др. работ.
В.И.
Овчаренко