БЕЗРУКИХ Марьям Моисеевна (р. 1945) – российский психофизиолог, специалист в области возрастной и педагогической психофизиологии, возрастной физиологии. Д-р биологический наук (1994), чл.-кор. РАО (2000), чл. ВАК. Директор Центра образования и здоровья МО РФ, чл. Федерального координационного Совета по образованию МО РФ. Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997), награждена Орденом за заслуги перед Отечеством II степени (2002). Окончила химико-биологический фак-т Туркменского государственного педагогического института (1968). С 1972 г. работает в Институте возрастной физиологии РАО. В 1974 защитила канд. дис.: «"Комплексная оценка функционального состояния организма школьников в процессе письма (на основе принципов теории регулирования)». С 1990 - зав. лабораторией ИВФ РАО. В 1994 защитила докт. дис.: «Центральные механизмы регуляции произвольных движений у детей 6-10 лет» и в 1996 становится директором ИВФ РАО. Научная деятельность Б., в основном, связана с изучением возрастных и индивидуальных особенностей развития и формирования познавательных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста; выявлением и исследованием факторов риска в развитии, ранним прогнозированием, диагностикой и коррекцией трудностей обучения. Особое внимание ею уделялось разработке диагностических методик, позволяющих определить уровень сформированности познавательных функций и готовность детей к школьному обучению («Проверьте ребенка перед школой» – тесты и рекомендации, 1994; «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет», 1996; «Методика раннего прогнозирования школьных трудностей», 2000). Изучение психофизиологических механизмов формирования навыка письма в норме у леворуких детей и детей с несформированностью зрительно-моторных координаций позволило Б. разработать авторскую методику подготовки и обучения письму детей с несформированностью ряда познавательных функций («Прописи для леворуких детей» (1995); «Прописи для детей с трудностями обучения» (2001). Наряду с научной, Б. ведет активную преподавательскую деятельность. Возглавляет кафедру возрастной физиологии УРАО (c 2000). Является соавтором учебников «Психофизиология ребенка» (2000), «Возрастная физиология» (2002). Автор монографий: «Обучение письму», М., 1997; «Адаптация к учебным и физическим нагрузкам»/в соавт., М., 1988; «Морфофункциональное развитие детей 6-летнего возраста»/в соавт., М., 1998; «Нормализация учебной нагрузки школьников»/в соавт., М., 1988; «Проблемные дети», М., 2000; «Физиология развития ребенка»/в соавт., М., 2000; «Леворукий ребенок в школе и дома», М., 1996, 1998, 2002; «Проблемы и трудности медлительных детей», М., 1994, 1996, 2000; «Ребенок идет в школу»М., 1991, 1996, 1998, 2001; «Ступеньки к школе», М., 2000, 2001, 2002; и др.

Л.А. Карпенко