БЕЗРУКИХ Марьям Моисеевна (р. 1945) –
российский психофизиолог, специалист в области возрастной и педагогической
психофизиологии, возрастной физиологии. Д-р биологический наук (1994), чл.-кор. РАО (2000), чл. ВАК. Директор Центра образования и
здоровья МО РФ, чл. Федерального координационного Совета по образованию МО РФ.
Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997), награждена Орденом
за заслуги перед Отечеством II степени (2002). Окончила химико-биологический фак-т Туркменского государственного
педагогического института (1968). С 1972 г. работает в Институте возрастной
физиологии РАО. В 1974 защитила канд. дис.: «"Комплексная оценка
функционального состояния организма школьников в процессе письма (на основе
принципов теории регулирования)». С 1990 - зав. лабораторией ИВФ РАО. В 1994
защитила докт. дис.: «Центральные механизмы регуляции произвольных движений у
детей 6-10 лет» и в 1996 становится директором ИВФ РАО. Научная деятельность
Б., в основном, связана с изучением возрастных и индивидуальных особенностей
развития и формирования познавательных функций у детей дошкольного и младшего
школьного возраста; выявлением и исследованием факторов риска в развитии,
ранним прогнозированием, диагностикой и коррекцией трудностей обучения. Особое
внимание ею уделялось разработке диагностических методик, позволяющих
определить уровень сформированности познавательных функций и готовность детей к
школьному обучению («Проверьте ребенка перед школой» – тесты и рекомендации,
1994; «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия
детей 5-7,5 лет», 1996; «Методика раннего прогнозирования школьных
трудностей», 2000). Изучение психофизиологических механизмов
формирования навыка письма в норме у леворуких детей и детей с
несформированностью зрительно-моторных координаций позволило Б. разработать авторскую
методику подготовки и обучения письму детей с несформированностью ряда
познавательных функций («Прописи для леворуких детей» (1995); «Прописи для
детей с трудностями обучения» (2001). Наряду с научной,
Б. ведет активную преподавательскую деятельность. Возглавляет кафедру
возрастной физиологии УРАО (c 2000). Является соавтором
учебников «Психофизиология ребенка» (2000), «Возрастная физиология» (2002).
Автор монографий: «Обучение письму», М., 1997; «Адаптация к
учебным и физическим нагрузкам»/в соавт., М., 1988; «Морфофункциональное
развитие детей 6-летнего возраста»/в соавт., М., 1998; «Нормализация учебной
нагрузки школьников»/в соавт., М., 1988; «Проблемные дети», М., 2000;
«Физиология развития ребенка»/в соавт., М., 2000; «Леворукий ребенок в школе и
дома», М., 1996, 1998, 2002; «Проблемы и трудности медлительных детей»,
М., 1994, 1996, 2000; «Ребенок идет в школу»М., 1991,
1996, 1998, 2001; «Ступеньки к школе», М., 2000, 2001, 2002; и др.
Л.А.
Карпенко