БИНЭ (Binet) Альфред (1857 – 1911) – французский психолог, специалист в области психологии развития, психометрике, психологии личности и социальной психологии. Создатель первой шкалы интеллекта (совместно с Т. Симоном), один из основателей психометрических тестологических исследований. Образование получил в престижном юридическом лицее Парижа (1878), занимался самообразованием в Национальной библиотеке. Докторскую степень в естественных науках получил в 1894 г., защитив диссертацию, посвященную субинтестинальной нервной системе насекомых. Профессиональную деятельность начал в 1882 г. в клинике Сальпетриер под руководством Ж.-М. Шарко, где исследовал проблемы животного магнетизма, гипноза, истерии и т.п., опубликовав 17 работ по этой проблематике. В 1887-88 гг. посещал курсы эмбриологии в лаборатории Бальбиани, изучал ботанику, зоологию, там же занимался экспериментальными исследованиями, научившись ценить точность и тщательность в наблюдениях. С 1890-х гг. начал сотрудничать с Бьюни – директором психологической лаборатории в Сорбонне. В 1894 г. сменил его на этом посту. В этом же году стал первым редактором “LAnnée Psychologique” – первого психологического журнала во Франции (1894-1911) и вступил в Свободное общество по изучению детской психологии. В сотрудничестве с Виктором Анри проводил экспериментальные исследования школьников Парижа, защищал и пропагандировал «индивидуальную психологию» и методы измерения индивидуальных различий. В 1899 познакомился с Теодором Симоном, с которым сотрудничал все последующие гг., и открыл лабораторию экспериментальной педагогики (совм. с Ф. Бюиссоном). В лаборатории исследовались особенности мышления детей и взрослых (знаменитых вычислителей и шахматистов), проблемы умственного утомления, психофизическая проблема и т.п. В 1904 Б. возглавил Правительственную комиссию по работе с «трудными» детьми, неспособными к обучению в нормальных школах. Поскольку комиссия нуждалась в объективной оценке состояния школьников, Б. и Симон в 1905 провели тестовые испытания и разработали первую шкалу интеллекта, получившую вспоследствии большое распространение. Наибольшее влияние на Б., как исследователя, оказали труды английских эмпириков (Дж. Локка, Дж.С. Милля); немецкую психологию он изучал, читая Т. Рибо и сотрудничая с В. Анри, который учился у О. Кюльпе в Вюрцбурге. Как физиолог и педагог, Б. был убежден, что единственно ценный научный метод – это наблюдение и эксперимент, к теориям он относился скептически. С 1900 по 1903 он наблюдал за развитием собственных дочерей, изучая их мыслительные процессы, отмечая различия в индивидуальном и когнитивном стилях. Эта серия его наблюдений, наряду с исследованиями школьников в 1904-1905 гг,. и легла в основу создания шкалы интеллекта. Б. не имел никакой систематической теории интеллекта, но видел, что понимание, суждение, здравый смысл и, до некоторой степени, память проявлялись у детей разными способами. В отличие от Ф. Гальтона и Дж.М. Кеттела, представлявших «движение ментального тестирования», Б. был убежден, что индивидуальные различия в интеллекте обусловлены высшими психическими процессами. Кроме того, он считал, что уровень функционирования ребенка должен оцениваться с учетом того, какие задачи решает большинство детей одного с ним возраста. Эти две позиции послужили основанием для разработки серий задач возрастающей трудности для детей разного возраста, которые и позволяли проявиться тому или иному интеллектуальному уровню ребенка. Он показал, что дети 3-х – 7-лет проходят три стадии в развитии понятий: от перечисления, к описанию и, наконец, к интерпретации. В соответствии с этими стадиями и были разработаны серии вопросов разной степени сложности В 1908 г. Б. и Т. Симон пересмотрели содержание шкалы интеллекта, увеличив возрастной диапазон тестирования до 13 лет. В 1911 Б., все еще не удовлетворенный сделанным, снова переработал шкалу, при этом он никогда не использовал термин «умственный возраст», не желая наклеивать ярлык конкретному ребенку. Тем не менее это понятие начало применяться в психологии с 1908 г., а в 1911 немецкий психолог В. Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» (IQ), который и по сей день является одной из целей тестирования. После смерти Б. его шкала практически не пересматривалась во Франции вплоть до 60-х гг. - настолько велик был его авторитет. Б. автор многих трудов, основные его соч.: Le Magnétisme Animal. (в соавт. С. Féré), P., 1887; Les Altérations de la Personnalité, P., 1892; Introdaction á la Psychologie Expérimentale (в соавт. с J. Philippe, J. Courtier, V. Henri), P., 1894 (в рус пер. «Введение в экспериментальную психологию» (в соавт.), СПб., 1903); La Suggestibilité, P., 1900; L´Etude Expérimentale de l´Intelligence, P., 1903; Les Idées Modernes sur les Enfants, P., 1908, 1911. В рус пер. издано: «Психология умозаключения», М., 1889; "Психология утомления» (в соавт.), М., 1889; «Душа и тело», М., 1910; «Современные идеи о детях», М., 1910; «Ненормальные дети» (в соавт.), М., 1911; "Методы измерения умственной одаренности" (в соавт., сб. ст.), Херсон, 1923.

Л.А. Карпенко