Бодалев Алексей Александрович (р.
1923-2014) - российский психолог, специалист в области психологии личности,
социальной психологии, социальной перцепции и психологии общения. Ученик
Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева. Д-р психологических наук (1966), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной
физиологии (1976-1986). Д. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР
(1986-1989). Д. чл. РАО (с 1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В
течении двух сроков (1980-1988) представлял
отечественную психологию в Ассамблее международной ассоциации научной
психологии. В
разное время – чл. редк. журналов «Вопросы психологии», «Психологический
журнал», «Мир психологии». Отв. ред журнала «Вестник
МГУ. Серия 14. Психология» (1979 – 1986). Участник ВОВ. Награжден
медалями: «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой
Отечественной войне» (1946), «За Победу» (1946), медалью им. Г.К. Жукова
(1999), медалью им. К.Д. Ушинского. Орденом «Трудового Красного знамени»
(1983); орденом Дружбы (1999). Окончил отделение психологии философского фак-та
ЛГУ (1950), в котором затем преподавал, пройдя путь от ассистента до зав. кафедрой общей психологии
(1969-1976) и декана фак-та психологии (1972-1976). В 1953 защитил канд. дис.,
а в 1966 – докт.: «Восприятие и понимание человека человеком». В 1976 переехал
в Москву, работал в АПН СССР. Одновременно в НИИ ОиПП АПН СССР организовал
и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. В
1979 организовал психологическую консультацию помощи родителям, испытывающим
трудности в воспитании. С 1979 по 1986 Б. - декан фак-та
психологии МГУ им. Ломоносова и зав. кафедрой общей психологии.
С 1989 г.
по 1993 г.
– зав. лабораторией Психологии общения ПИ РАО. С 1993 года – гл.н.с. ПИ РАО и одновременно профессор
кафедры психологии труда и инженерной психологии фак-та
психологии МГУ. С 2000 – профессор кафедры акмеологии и психологии
профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Начиная
с 1960-х гг. Б. одним из первых в отечественной психологии начал
последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания
людьми друг друга. Итогом этой работы явились книги "Восприятие человека
человеком"(1965) и "Формирование понятия о другом человеке как
личности"(1970), в которых прослежены связи характеристик образа другого
человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста,
профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые выступают в
качестве субъектов познания - с другой. В этих же работах была прослежена роль
факторов пространства и времени в формировании образа другого человека, изучено
влияние социальной ситуации, в которой взаимодействуют люди, и задач
деятельности, к выполнению которой они привлечены. В последующих работах -
"Личность и общение" /1983 г./, "Общение и развитие
психики" /1988 г./ , "Психология
межличностного общения" /1994 г./ - познавательный компонент общения и
изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями
мотивационно-эмоционального компонента общения. Прослеживалась связь
особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими
чертами личности общающихся. Изучалось функционирование
механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии, были выявлены
колебания в эффектах их проявления, зависящие от основных ценностных ориентаций
личности, от выполняемой ею в совместной деятельности с другими людьми роли, от
отмечаемых в ее Я - концепции особенностей. Специальное направление в
этом цикле работ составили исследования психологических трудностей общения и
поиск практических путей и способов их преодоления. Следующий блок работ,
выполненный Б., связан с дальнейшей реализацией концепции В.Н. Мясищева,
согласно которой личность есть ансамбль отношений. С этих позиций им была
написана книга "Психология о личности" (1989) и осуществлялось
многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогогов по разработке и проверке программы «Школа как воспитательная
система». Последующий цикл исследований Б. связан с определением содержания и
предмета акмеологии – нового, с его точки зрения, научного направления, возникающего на стыке
естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, и направленного на
исследование развития человека на ступени его зрелости и
особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии («Акмеология
как учебная и научная дисциплина», М., 1993). Автор монографий: «Вершина в развитии
взрослого человека: основные характеристики и условия достижения», (1998); «Как
становятся великими или выдающимися?», (в соавт., 2002); «Психология общения»,
(3-е изд.,. 2002); «Акмеология» (учебник для вузов, 2002). Большого
количества научных работ Б.
опубликованы за рубежом - в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии,
Австралии и др. странах.
Л.А. Карпенко