https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=13135dc1038437b603035988e9cda0e2&n=33&h=190&w=153Бодалев Алексей Александрович (р. 1923-2014) - российский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, социальной перцепции и психологии общения. Ученик Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева. Д-р психологических наук (1966), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1976-1986). Д. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР (1986-1989). Д. чл. РАО (с 1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течении двух сроков (1980-1988) представлял отечественную психологию в Ассамблее международной ассоциации научной психологии. В разное время – чл. редк. журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии». Отв. ред журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» (1979 – 1986). Участник ВОВ. Награжден медалями: «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946), «За Победу» (1946), медалью им. Г.К. Жукова (1999), медалью им. К.Д. Ушинского. Орденом «Трудового Красного знамени» (1983); орденом Дружбы (1999). Окончил отделение психологии философского фак-та ЛГУ (1950), в котором затем преподавал, пройдя путь от ассистента до зав. кафедрой общей психологии (1969-1976) и декана фак-та психологии (1972-1976). В 1953 защитил канд. дис., а в 1966 – докт.: «Восприятие и понимание человека человеком». В 1976 переехал в Москву, работал в АПН СССР. Одновременно в НИИ ОиПП АПН СССР организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. В 1979 организовал психологическую консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании. С 1979 по 1986 Б. - декан фак-та психологии МГУ им. Ломоносова и зав. кафедрой общей психологии. С 1989 г. по 1993 г. – зав. лабораторией Психологии общения ПИ РАО. С 1993 года – гл.н.с. ПИ РАО и одновременно профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии фак-та психологии МГУ. С 2000 – профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Начиная с 1960-х гг. Б. одним из первых в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. Итогом этой работы явились книги "Восприятие человека человеком"(1965) и "Формирование понятия о другом человеке как личности"(1970), в которых прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые выступают в качестве субъектов познания - с другой. В этих же работах была прослежена роль факторов пространства и времени в формировании образа другого человека, изучено влияние социальной ситуации, в которой взаимодействуют люди, и задач деятельности, к выполнению которой они привлечены. В последующих работах - "Личность и общение" /1983 г./, "Общение и развитие психики" /1988 г./ , "Психология межличностного общения" /1994 г./ - познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального компонента общения. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии, были выявлены колебания в эффектах их проявления, зависящие от основных ценностных ориентаций личности, от выполняемой ею в совместной деятельности с другими людьми роли, от отмечаемых в ее Я - концепции особенностей. Специальное направление в этом цикле работ составили исследования психологических трудностей общения и поиск практических путей и способов их преодоления. Следующий блок работ, выполненный Б., связан с дальнейшей реализацией концепции В.Н. Мясищева, согласно которой личность есть ансамбль отношений. С этих позиций им была написана книга "Психология о личности" (1989) и осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогогов по разработке и проверке программы «Школа как воспитательная система». Последующий цикл исследований Б. связан с определением содержания и предмета акмеологии – нового, с его точки зрения, научного направления, возникающего на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993). Автор монографий: «Вершина в развитии взрослого человека: основные характеристики и условия достижения», (1998); «Как становятся великими или выдающимися?», (в соавт., 2002); «Психология общения», (3-е изд.,. 2002); «Акмеология» (учебник для вузов, 2002). Большого количества научных работ Б. опубликованы за рубежом - в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и др. странах.

Л.А. Карпенко