Богоявленская Диана Борисовна (р. 1932) - российский психолог, специалист в области
общей психологии, психологии мышления, творчества и одаренности. Д-р
психологических наук (1988), профессор (1992). Заслуженный деятель науки РФ
(2003). Является Почётным членом РАО (2007), и Почётным профессором МГУ им.
Ломоносова (2010).
С
Много сил Б. отдаёт организации и
проведению традиционных юбилейных конференций МПО (2000, 2005, 2010, 2015 гг.),
которые были в
За свою научную, педагогическую и общественную
деятельность Б. удостоена многих наград: Отличник просвещения
(1991); Медаль в память 850-летия Москвы (1997); Медаль. им. К.Д. Ушинского (1998); Медаль и звание лауреата
премии Президента в области образования (1999); Почетный знак «Петра Великого»
за достижения в социальном образовании (2001); Лауреат премии Президентской
программы «Дети России» за особый вклад в работу с одарёнными детьми» (2001); Серебряная Медаль Вернадского (2005); Медаль «За научные заслуги»
МАПН (2005); Орден «За служение науке» (2007); Медаль Г.И.Челпанова (2007); Медаль «За вклад в
развитие военной науки» (2010); медаль МЧС «За содружество во имя спасения»
(2010); Диплом 1-й степени победителя Всероссийского интернет-проекта «Учитель
нашей новой школы» (2010); Медаль МОН «Патриот России» (2011); Медаль за вклад в
развитие образования (2014). На IV съезде психологов она
была награждена Грамотой, Орденом и Бриллиантовым знаком PSY
(2010); Награждена серебряным знаком ПСИ (2012) и др.
После окончания школы сразу
поступила на философский фак-т МГУ им. М.В.
Ломоносова. В
Основное направление научной деятельности Б. связано с психологией
творчества и одаренности, что, в итоге, привело к созданию ею научной школы.
Под руководством Б. было защищено 11 кандидатских диссертаций. В рамках
разработанной ею теории получили решение основные проблемы психологии творчества, а именно, -
была выделена единица анализа
творчества, разработана его типология, изучена структура и генезис творческих
способностей. Практическое значение теории усиливает разработанный Б.
психодиагностический метод - «Креативное поле» (1969), построенный на
принципиально новом типе эксперимента, моделирующего реальную познавательную
ситуацию и позволяющего проследить реализацию творческого потенциала человека.
Метод зарекомендовал себя в практике народного образования, позволяя
осуществлять подлинную индивидуализацию обучения, а также в вопросах решении
кадровых проблем и формирования творческих коллективов. Метод незаменим в
выявлении и работе с одаренными детьми, поскольку даёт возможность
определять их творческие способности и исследовать процесс «спонтанных»
открытий. Метод «Креативное поле» представлен рядом конкретных методик в их
возрастных модификациях. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он
позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи
и, как результат этого развития (то есть «самодвижения деятельности» и
«познавательной самодеятельности»), фиксировать выход в область
"непредзаданного", что и определяет творческий статус данного
феномена. Валидность метода была экспериментально доказана на выборке,
включающей более 9000 испытуемых разного возраста (от 5 лет) и профессий в
течение 45 лет. Б. и ее учениками изучены структура и генезис
творческих способности в срезовых и лонгитюдных экспериментах
продолжительностью до 40 лет. Проведена дифференциация всей
феноменологии творчества и построена его типология («Интеллектуальная
активность как проблема творчества, 1983).
В
настоящее время Б. является членом Ученого
совета ПИ РАО, членом спецсоветов ПИ РАО, МГППУ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Она
член редколлегий: «Российского психологического журнала», «Новых исследований»,
«Теоретических и экспериментальных исследований». Член редакционных советов
журналов «Исследовательская деятельность», «Национального журнала», «Вестник
ЯОРПО», «Ежегодник РПО», «Психология и психотехника»; Председатель
редакционного Совета журнала «Образование личности».
Б. опубликовано более 400 статей. Она автор, соавтор и отв. ред. 7 книг и др. трудов: «Психология сегодня»,
Вестник РПО, в 4-х тт., М., 1996; «Педагогические системы: одаренные дети», М.,
2000. «Психология творческих способностей (методическое пособие)», 2003); «Психология одарённости».
М., 2005; «Психометрическая интерпретация творчества. Научый вклад Дж. Гилфорда». М., 2011; «Одарённость: природа и
диагностика». М., (2013) и др.
Л.А. Карпенко, В.А.
Кольцова