http://www.koob.ru/images/bogoyavlenskaya.jpgБогоявленская Диана Борисовна (р. 1932) - российский психолог, специалист в области общей психологии, психологии мышления, творчества и одаренности. Д-р психологических наук (1988), профессор (1992). Заслуженный деятель науки РФ (2003). Является Почётным членом РАО (2007), и Почётным профессором МГУ им. Ломоносова (2010).

С 1990 г. Б. - Председатель Московского отделения Общества психологов СССР. С 1994 г. и по настоящее время – Председатель Московского отделения РПО, член  его Координационного совета, член Президиума РПО (1996 - 2012); Вице-президент РПО (2007 -2012); член Президентского совета (2012). Б. также избрана Действительным членом Международных академий Психологических наук, Естественных наук, Творчества, Российской Академии менеджмента в образовании и культуре.

Много сил Б. отдаёт организации  и проведению традиционных юбилейных конференций МПО (2000, 2005, 2010, 2015 гг.), которые были в 1995 г. восстановлены М.Г. Ярошевским. Наряду с исследовательской и преподавательской, ведет большую научно-организационную работу. Председатель конференций молодых ученых г. Москвы (1999, 2000), Международной конференции «Одаренность: рабочая концепция» (2000, 2002). По личной инициативе и под председательством Б. были проведены более 20 Международных и Всероссийских конференций.

За свою научную, педагогическую и общественную деятельность Б. удостоена многих наград: Отличник просвещения (1991); Медаль в память 850-летия Москвы (1997); Медаль. им. К.Д. Ушинского (1998); Медаль и звание лауреата премии Президента в области образования (1999); Почетный знак «Петра Великого» за достижения в социальном образовании (2001); Лауреат премии Президентской программы «Дети России» за особый вклад в работу с одарёнными детьми» (2001); Серебряная Медаль Вернадского (2005); Медаль «За научные заслуги» МАПН (2005); Орден «За служение науке» (2007); Медаль Г.И.Челпанова (2007); Медаль «За вклад в развитие военной науки» (2010); медаль МЧС «За содружество во имя спасения» (2010); Диплом 1-й степени победителя Всероссийского интернет-проекта «Учитель нашей новой школы» (2010); Медаль МОН «Патриот России» (2011); Медаль за вклад в развитие образования (2014). На IV съезде психологов она была награждена Грамотой, Орденом и Бриллиантовым знаком PSY (2010); Награждена серебряным знаком ПСИ (2012) и др.

После окончания школы сразу  поступила на философский фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1958 г. закончила психологическое и философское отделения философского фак-та МГУ. Работала научным сотрудником в лаборатории биокибернетики института им. Вишневского, а затем в Институте передачи информации АН СССР. В 1965г. поступила в аспирантуру НИИ ОиПП АПН СССР, где в 1971 г. защитила канд. дис.: «Методы исследования интеллектуальной активности». Была ученицей С.Л. Рубинштейна. С1968 г. Б. - сотрудница лаборатории эвристики НИИ ОиПП АПН СССР. С 1972г. работает в должности старшего научного сотрудника, с 1990г.- ведущего, а затем главного научного сотрудника. В 1988г. защитила докторскую диссертацию «Психологические основы интеллектуальной активности». С 1990 г. возглавляет лабораторию Диагностики творчества ПИ РАО.

Основное направление научной деятельности Б. связано с психологией творчества и одаренности, что, в итоге, привело к созданию ею научной школы. Под руководством Б. было защищено 11 кандидатских диссертаций. В рамках разработанной ею теории получили решение основные проблемы психологии творчества, а именно, - была  выделена единица анализа творчества, разработана его типология, изучена структура и генезис творческих способностей. Практическое значение теории усиливает разработанный Б. психодиагностический метод - «Креативное поле» (1969), построенный на принципиально новом типе эксперимента, моделирующего реальную познавательную ситуацию и позволяющего проследить реализацию творческого потенциала человека. Метод зарекомендовал себя в практике народного образования, позволяя осуществлять подлинную индивидуализацию обучения, а также в вопросах решении кадровых проблем и формирования творческих коллективов. Метод незаменим в выявлении и работе с одаренными детьми, поскольку даёт возможность определять их творческие способности и исследовать процесс «спонтанных» открытий. Метод «Креативное поле» представлен рядом конкретных методик в их возрастных модификациях. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи и, как результат этого развития (то есть «самодвижения деятельности» и «познавательной самодеятельности»), фиксировать выход в область "непредзаданного", что и определяет творческий статус данного феномена. Валидность метода была экспериментально доказана на выборке, включающей более 9000 испытуемых разного возраста (от 5 лет) и профессий в течение 45 лет. Б. и ее учениками изучены структура и генезис творческих способности в срезовых и лонгитюдных экспериментах продолжительностью до 40 лет. Проведена дифференциация всей феноменологии творчества и построена его типология («Интеллектуальная активность как проблема творчества, 1983).

В настоящее время Б. является членом Ученого совета ПИ РАО, членом спецсоветов ПИ РАО, МГППУ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Она член редколлегий: «Российского психологического журнала», «Новых исследований», «Теоретических и экспериментальных исследований». Член редакционных советов журналов «Исследовательская деятельность», «Национального журнала», «Вестник ЯОРПО», «Ежегодник РПО», «Психология и психотехника»; Председатель редакционного Совета журнала «Образование личности».

Б. опубликовано более 400 статей. Она автор, соавтор и отв. ред. 7 книг и др. трудов: «Психология сегодня», Вестник РПО, в 4-х тт., М., 1996; «Педагогические системы: одаренные дети», М., 2000. «Психология творческих способностей (методическое пособие)», 2003); «Психология одарённости». М., 2005; «Психометрическая интерпретация творчества. Научый вклад Дж. Гилфорда». М., 2011; «Одарённость: природа и диагностика». М., (2013) и др.

 

Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова