http://www.people.su/images/catalog/item_img_15554.jpgБойко Евгений Иванович (1909 - 1972) - российский психолог, д-р психологических наук (1963), профессор (1966). Закончил в 1931 лингвистическое отделение Московского Педагогического ин-та (второго МГУ). Работал в Институте К. Маркса—Ф. Энгельса—В. Ленина при ЦК ВКП(б)(1931-1936), участвовал в издании трудов классиков марксизма (хотя сам в партии не состоял). В 1945 г. перешел в Институт психологии АПН РСФСР, где с 1952 г. заведовал лабораторией и защитил докт. дис.: «Время реакции человека». Основное направление научной деятельности Б. - экспериментальное и теоретическое изучение психофизиологических механизмов высших форм психической деятельности человека (мышления, речи). Считал, что важнейшая задача психологической науки состоит в соотнесении субъективных явлений с их материальными механизмами, в становлении объективных закономерных отношений между субъективным миром и материальными процессами мозга. В то же время подчеркивал, что в описании субъективных явлений содержится важная информация о работе мозга как материального органа и потому психология должна занять место в комплексе наук, изучающих работу нервной системы и поведение. Особые возможности человека, по его мнению, возникают в результате функционирования так называемых динамических временных связей, составляющих суть нового принципа организации его нервной деятельности по сравнению с животными. Они образуются экстренным образом в результате взаимодействия физиологических реакций, не требуя для своего формирования процедуры "подкрепления", но имеют при этом строго детерминированные нейрофизиологические основания своего возникновения . Вместе со связями ассоциативными ("замыкательными") динамические временные связи образуют сложные и гибкие функциональные структуры, лежащие в основе различных форм умственной деятельности человека. При их посредстве у человека осуществляются психофизиологические реакции на слово и на совместное действие словесных и непосредственных раздражителей. Некоторые их виды стали объектом экспериментального изучения в лаборатории. Для этой цели разработана и применена специальная методика тестирования основной, исследуемой, реакции с помощью другой, пробной, реакции, скрытые периоды которой используются как главный показатель при изучении механизмов высших психических процессов. Для реализации методики тестирующего стимула в эксперименте Б. предложил ряд технических устройств (большой, малый и портативный пульты). В ходе проведенного по этой методике цикла экспериментальных работ были получены данные, показывающие, что динамические временные связи образуются в результате как усиления одних элементов взаимодействующих функциональных структур (благодаря суммированию возбуждения в общих нейронных комплексах), так и подавления несовпадающих нейронных структур, участвующих в реакции. В результате происходят перегруппировки элементов и видоизменения структур действующих связей в соответствии с предметными ситуациями и предшествующим опытом индивида. Здесь открывается механизм появления в сознании человека новых психических продуктов, порождение информации. Концепция динамических временных связей введена Б. в контекст кибернетики и теории информации, рассматривающей не только проблему приема, передачи и переработки информации, но и условия ее порождения. Автор монографий: «Механизмы умственной деятельности (Динамические временные связи)», М., 1976; «Мозг и психика», М., 1969; «Время реакции человека», М, 1964.

Т.H. Ушакова