Бойко Евгений Иванович (1909 -
1972) - российский психолог, д-р психологических наук (1963), профессор (1966).
Закончил в 1931 лингвистическое отделение Московского Педагогического ин-та
(второго МГУ). Работал в Институте К. Маркса—Ф. Энгельса—В.И.
Ленина при ЦК ВКП(б)(1931-1936), участвовал в издании трудов классиков
марксизма (хотя сам в партии не состоял). В 1945 г. перешел в Институт
психологии АПН РСФСР, где с 1952
г. заведовал лабораторией и защитил докт. дис.: «Время
реакции человека». Основное направление научной деятельности Б. -
экспериментальное и теоретическое изучение психофизиологических механизмов
высших форм психической деятельности человека (мышления, речи). Считал, что
важнейшая задача психологической науки состоит в соотнесении субъективных явлений
с их материальными механизмами, в становлении объективных закономерных
отношений между субъективным миром и материальными процессами мозга. В то же
время подчеркивал, что в описании субъективных явлений содержится важная
информация о работе мозга как материального органа и потому психология должна
занять место в комплексе наук, изучающих работу нервной системы и поведение.
Особые возможности человека, по его мнению, возникают в результате
функционирования так называемых динамических временных связей, составляющих
суть нового принципа организации его нервной деятельности по сравнению с
животными. Они образуются экстренным образом в результате взаимодействия
физиологических реакций, не требуя для своего формирования процедуры
"подкрепления", но имеют при этом строго детерминированные
нейрофизиологические основания своего возникновения .
Вместе со связями ассоциативными ("замыкательными") динамические
временные связи образуют сложные и гибкие функциональные структуры, лежащие в
основе различных форм умственной деятельности человека. При их посредстве у
человека осуществляются психофизиологические реакции на слово и на совместное
действие словесных и непосредственных раздражителей. Некоторые их виды стали
объектом экспериментального изучения в лаборатории. Для этой цели разработана и
применена специальная методика тестирования основной, исследуемой, реакции с
помощью другой, пробной, реакции, скрытые периоды которой используются как
главный показатель при изучении механизмов высших психических процессов. Для реализации
методики тестирующего стимула в эксперименте Б. предложил ряд технических
устройств (большой, малый и портативный пульты). В ходе проведенного по этой
методике цикла экспериментальных работ были получены данные, показывающие, что
динамические временные связи образуются в результате как усиления одних
элементов взаимодействующих функциональных структур (благодаря суммированию
возбуждения в общих нейронных комплексах), так и подавления несовпадающих
нейронных структур, участвующих в реакции. В результате происходят
перегруппировки элементов и видоизменения структур действующих связей в
соответствии с предметными ситуациями и предшествующим опытом индивида. Здесь
открывается механизм появления в сознании человека новых психических продуктов,
порождение информации. Концепция динамических временных связей введена Б. в
контекст кибернетики и теории информации, рассматривающей не только проблему
приема, передачи и переработки информации, но и условия ее порождения. Автор
монографий: «Механизмы умственной деятельности (Динамические временные связи)»,
М., 1976; «Мозг и психика», М., 1969; «Время реакции человека», М, 1964.
Т.H. Ушакова