http://www.americanphilosophy.net/baldwin.jpgБОЛДУИН (Baldwin) Джеймс Марк (1861 – 1934) – американский психолог, социолог, философ конца XIX - начала XX в. Сфера интересов: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Автор теории генетической эпистемологии. Образование получил в Принстонском ун-те (бакалавр, 1884; магистр, 1887; д-р философии, 1889). В последствии - почетный д-р ряда зарубежных ун-тов (в Оксфорде - 1900; Женеве - 1909; почетный д-р права Университета Глазго - 1901 и др). В 1987 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической Ассоциации (APA). Профессиональную деятельность начал в Принстонском ун-те в должности преподавателя французского и немецкого языка (1886-1887). После защиты докт. дис. (1887) Б. – профессор философии ун-та Лэйк-Форест (1887 – 1889), затем профессор логики и метафизики Торонтского ун-та (1889 – 1893), где организовал экспериментальную психологическую лабораторию. В 1893–1903 г.г. - профессор психологии Принстонского университета. С 1903 по 1909 г. - профессор философии и психологии ун-та Джона Хопкинса, где в организованной им экспериментальной лаборатории велись известные исследования времени «запечатления» и визуальных иллюзий, публиковались переводы и обзоры по новой эмпирической психологии. Однако с 1903 интерес Б. к эмпирическим исследованиям угасает. Он разделяет точку зрения У. Джеймса, убежденного в неспособности бесчисленных психологических лабораторий решать серьезные психологические проблемы, и обращается к философскому и социологическому подходу в психологии. В 1903 г. Б. пишет полемические статьи о детском развитии и по проблемам социальной психологии. В последние годы работы в ун-те Дж. Хопкинса трудится над теорией, получившей теперь название «генетической эпистемологии». Хотя многие исследователи взглядов Б. на психологию считают, что он занимался возрастной психологией в современном ее понимании, в действительности он был движим фундаментальными философскими проблемами, в основном касавшимися приобретения знаний и типологии знания. Это привело его к эпистемологии, синтезировавшей законы индивидуального развития с эволюционными концепциями XIX века (биогенетический закон). Главным достижением Б. было введение понятия «круговой реакции», предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Исходя из этого, Б. развил социальную возрастную психологию, даже более радикальную, чем принятую у Дж.Г. Мида и Ч.Х. Кули: «Индивидуум – социальный результат, а не социальная единица»,- считал он. Эпистемология была описана им как «наследство социума», а мышление – как избирательный процесс, протекающий на основе социально определенных форм знания.(“Genetic Theory of Reality”, Plenum. 1915). Б. стоял у истоков развития социальной психологии в Америке: утверждал необходимость диалектического подхода к анализу духовного развития, т.е. изучению личности с социальной точки зрения и изучению общества с точки зрения личности; отмечал, что и социальная среда, и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, т. к. в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, всех учат одинаковым нормам поведения, моральным законам и т.п., но, тем не менее, у них могут проявляться различия в скорости усвоения знаний, в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе и т.п.; доказывал, что процесс социализации влияет на формирование самооценки. (“Social and Ethical Interpretations in Mental Development”. 1897). С позиций общественных норм и ценностей Б. рассматривал и такие понятия, как одаренность и гениальность. Для него в исследовании одаренности важно было не только изучить интеллектуальные различия между нормальными и одаренными, но и проанализировать, насколько одаренность данного человека принимается обществом. Т.о., гений и общество должны быть согласны относительно пригодности и правильности новых мыслей, их соответствия общественным ценностям. Исходя из такой оценки одаренности, Б. настаивал на необходимости общественного воспитания и обучения всех детей, в частности - обучения игре. Он одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее не только как форму "предупражнения", но и как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Эти идеи Б. обобщил в трехтомном труде «Генетическая логика» (“Thought and Things or Genetic Logic”, vol. 1-3.1906-1911), где обосновал концепцию познавательного развития ребенка, стадии развития, влияние социального окружения на познавательное развитие ребенка. Его идеи оказали влияние на формирование концепции Ж. Пиаже, который обучался в Женевском ун-те у одного из ближайших друзей Б. - Э. Клапареда. В истории психологии Б. известен также как организатор науки: им основаны такие авторитетные издания, как "Психологическое обозрение", "Психологические монографии", "Психологический бюллетень" (совместно с Дж.М. Кэттеллом). Изданный в 1901-1906 годах под его редакцией "Словарь философии и психологии" (Dictionary of Philosophy and Psychology”. Vol. 1-4) был значительным научным событием того времени и неоднократно переиздавался. Научные труды Б. переводились на многие иностранные языки. Однако в 1919 г. его научная карьера нелепо оборвалась. Он переехал в Париж, был профессором Высшей школы общественных наук, но к концу жизни был совсем забыт психологами. Тем не менее, последние споры о философских основаниях психологии возрождают интерес к его научному наследию. Кроме упомянутых Б. издал еще ряд фундаментальных трудов: “Mental Development in the Child and Race”. 1895; “Handbook of Psychology”/ Vol. 1-2, 1889-1991; “History of Psychology”/ Vol. 1-2. 1913. В рус. пер. издано: «Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Методы и процессы», М., 1911; «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии», М., 1913; «Психология и ее методы: психология генетическая, физиологическая, экспериментальная, педагогическая и социальная». Спб., изд-во «Вестник знания», б/г.

Л.А. Карпенко