БОНДЫРЕВА Светлана Константиновна (р. 1943) – российский
педагог и психолог. Д-р психологических наук (1989), чл.-кор.
РАО (2001). Ректор Московского психолого-социального института (с 1999). С 1995 г. и по настоящее время
зам. гл. ред. 70-томной серии «Психологи Отечества» и журнала «Мир психологии».
Награждена медалью К.Д. Ушинского. Лауреат премии
Президента РФ 2001 года (в составе других участников проекта). Образование
получила в Киргизском государственном ун-те (г. Фрунзе), закончив фак-т иностранных языков (1968). С 1968 по 1970 г. преподавала англ. яз. в КГУ. В 1972-1973 гг. – являлась
литературным сотрудником газеты. В 1973 поступила в аспирантуру НИИ ОП АПН
СССР, после окончания которой (1976) работала в Киргизском НИИ психологии
(с.н.с., 1976-1977). С 1977 по 1990
г. работала в ИПК АН СССР (Москва), где в 1989 г. защитила канд. дис.
по педагогике на тему: «Становление и развитие многоязычной школы (конец 30-х –
середина 70-х гг.)». С 1990 по 1993
г. являлась научным сотрудником НИИ теории и истории
педагогики АПН СССР, переименованный в Институт теоретической педагогики и
международных исследований в образовании РАО. В 1993 - 1996 г. занимала должность
первого проректора Международной Педагогической Академии. В 1997 - первый
проректор, а с 1999 г.
- ректор Московского психолого-социального ин-та. В этом же году защитила докт.
дис. на тему «Социально-психологические основания развития единого
образовательного пространства СНГ: структурно-содержательные и функциональные
характеристики взаимодействия субъектов». Рассматривала единое образовательное
пространство как особое социокультурное явление, решающим фактором
структурирования которого может выступить взаимодействие индивидуализирующихся
в своих позициях субъектов. Обосновала необходимость рассмотрения
взаимоотношений субъектов образования на уровне сложноорганизованного,
иерархизированного, многопланового взаимодействия, в результате которого могут
возникать общие социокультурные структуры и единое образовательное
пространство. Основные труды: «Социокультурные основания развития единого
образовательного пространства СНГ: структурно-содержательные и функциональные
характеристики взаимодействия субъектов», М., 1998; «Тенденции развития интеграционных
процессов в области образования в странах СНГ», М., 1998;
«Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного
пространства», М., 2000.
И.Р. Айрапетян, А.Н. Коновалов