БОРИСОВА Елена Михайловна (1945 –
2002) – российский психолог, специалист в области профессионального становления
личности, психодиагностики и коррекции психического развития учащихся. Д-р
психологических наук (1995). Зав. лабораторией диагностики и коррекции
психического развития ПИ РАО (1992-2002). Первый проректор Московского
городского психолого-педагогического ин-та (1998-2002). Лауреат премии
Президента РФ 1997 года за создание целостной концепции: «Психологическая
служба образования» для общеобразовательных учреждений (в числе др. участников
проекта). Окончила фак-т психологии МГУ (1968), после чего пришла на работу в
НИИ ОиПП АПН РСФСР в лабораторию психодиагностики, возглавляемую П.М.
Гуревичем. В 1973 г. защитила канд. дис.: « Индивидуально-психофизиологическое
своеобразие формирования профессиональной пригодности». В 1995 г. защитила
докт. дис.: «Профессиональное самоопределение: личностный аспект». Научные
исследования Б., в основном, были связаны с проблемами профессионального
становления личности, профпригодностью, психодиагностикой и коррекцией
психического развития учащихся. Б. является одним из авторов известного
Школьного теста умственного развития, (ШТУР) а также соответствующей
коррекционной программы. Автор трудов: «Психологическая диагностика», М., 1981,
(деп.); «Психологическая коррекция умственного развития учащихся», М., 1990;
«Мотивы учебной деятельности, развитие интеллектуальной сферы и личности
учащихся в условиях обучения по усовершенствованным программам» (в соавт.) /под
ред. И.В. Дубровиной и Б.С. Кругловой, 1992.
Л.А.
Карпенко