БОРИСОВА Елена Михайловна (1945 – 2002) – российский психолог, специалист в области профессионального становления личности, психодиагностики и коррекции психического развития учащихся. Д-р психологических наук (1995). Зав. лабораторией диагностики и коррекции психического развития ПИ РАО (1992-2002). Первый проректор Московского городского психолого-педагогического ин-та (1998-2002). Лауреат премии Президента РФ 1997 года за создание целостной концепции: «Психологическая служба образования» для общеобразовательных учреждений (в числе др. участников проекта). Окончила фак-т психологии МГУ (1968), после чего пришла на работу в НИИ ОиПП АПН РСФСР в лабораторию психодиагностики, возглавляемую П.М. Гуревичем. В 1973 г. защитила канд. дис.: « Индивидуально-психофизиологическое своеобразие формирования профессиональной пригодности». В 1995 г. защитила докт. дис.: «Профессиональное самоопределение: личностный аспект». Научные исследования Б., в основном, были связаны с проблемами профессионального становления личности, профпригодностью, психодиагностикой и коррекцией психического развития учащихся. Б. является одним из авторов известного Школьного теста умственного развития, (ШТУР) а также соответствующей коррекционной программы. Автор трудов: «Психологическая диагностика», М., 1981, (деп.); «Психологическая коррекция умственного развития учащихся», М., 1990; «Мотивы учебной деятельности, развитие интеллектуальной сферы и личности учащихся в условиях обучения по усовершенствованным программам» (в соавт.) /под ред. И.В. Дубровиной и Б.С. Кругловой, 1992.

Л.А. Карпенко