Божович Лидия Ильинична (1908
- 1981) - российский
психолог, специалист в области педагогической и возрастной психологии. Д-р
психологических наук (1967), профессор (1968). Окончила педагогический фак-т 2-го МГУ (1930). Ученица Л.С. Выготского. Работала в
Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской и Украинской
психоневрологической академии в Харькове. С 1948 по 1981 г. - сотрудница НИИ
ОиПП АПН СССР, где защитила докт. дис.: «Возрастные закономерности формирования
личности ребенка». До 1978 г.
возглавляла лабораторию формирования личности. Одно из главных направлений ее
работ - научно-психологическое обоснование процесса воспитания. В основание
научной концепции Б. был положен целостный подход к изучению личности.
Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития
личности, Б. выступила с критикой распространенной в отечественной психологии
позиции, характеризующей психику как результат усвоения
("присвоения") общественных форм сознания. Она обосновала тезис о
том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в
меру изменения субъектом окружающей его действительности. Б. утверждала, что
развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не
является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается.
Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования
социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут
в систему его собственных потребностей. Собственными же потребностями внешние
требования становятся лишь в том случае, если они соответствуют не только
объективно занимаемому ребенком положению, но и его внутренней позиции.
Последнюю Б. характеризует как систему потребностей и стремлений ребенка,
которая складывается в особое личностное образование и становится движущей
силой развития у него новых психических качеств («Личность и ее формирования в
детском возрасте». 1968). Большое место в исследованиях Б. занимало изучение
мотивационно-потребностной сферы ребенка, в частности - мотивов учения. Были выделены
и охарактеризованы две группы мотивов: широкие социальные мотивы и мотивы,
непосредственно побуждающие учебную деятельность, показаны особенности
соотношения между ними в разных возрастах. Рассмотрена проблема личностной
готовности к обучению. Используя понятие внутренней позиции, Б. дала анализ
психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности: плохое
поведение ученика обычно возникает как форма протеста против сложившегося к
нему отношения. Ею совместно с ее сотрудниками был выявлен и описан феномен
"смыслового барьера", суть которого в том, что воспитательные
воздействия не воспринимаются ребенком, ибо для воспитателя и воспитанника один
и тот же факт, поступок имеют разный смысл. Были охарактеризованы различные
виды смыслового барьера и намечены пути их преодоления, проведено исследование
аффективных форм поведения, описан “аффект неадекватности”, суть которого в
существенном расхождении между уровнем притязаний ребенка в данной деятельности
и наличными возможностями ее выполнения. Существенное место в работах Б.
занимает анализ проблемы возрастного подхода в воспитании и становлении
личности. Здесь Б. опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие «социальной
ситуации развития». В одной из последних работ Б. проанализировала личностные новообразования,
возникающие на различных этапах онтогенеза, подчеркивала роль внутренней
активности человека в этом процессе, говоря о том, что из существа,
усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, ребенок превращается в
творца этого опыта. Постепенно освобождаясь от непосредственного подчинения
окружающей среде, ребенок приобретает способность сознательно преобразовывать
ее и самого себя.
В.Э.
Чудновский