https://www.medkompas.ru/images/public/avatars/nph_5216f67e210398-16917549.jpgБУДИЛОВА Елена Александровна (1909 – 1991)- российский психолог, специалист в области истории российской психологии, д-p психологических наук (1973). Окончила историко-философский фак-т МГУ (1930). В 1947 г. поступила в аспирантуру Института философии АН СССР, где под руководством С.Л. Рубинштейна разрабатывала вопросы генезиса психологической мысли в России (1950). Работала литературным ред. в ряде журналов и в отделе пропаганды и агитации Всесоюзного радиокомитета, в 1950-1956 гг. была главным библиографом ГПНТБ СССР им. В.И. Ленина. С 1956 г. - сотрудник сектора психологии ИФ АН СССР, в 1972-1991 гг. - ст.н.с. и профессор-консультант ИП АН СССР. Основным направлением исследований Б. являлась разработка философских проблем психологии, изучение становления и развития психологической науки в России, выявление преемственных линий в истории российской психологии на разных ее этапах. Исходным выступало положение о связи исторического и логического в развитии историко-психологического познания, получившее в работах Б. как теоретико-методологическое обоснование, так и эмпирическую реализацию при постановке и решении конкретных исследовательских задач. История развития психологических идей рассматривалась в контексте социально-культурного развития России, на основе учета духовной атмосферы и идейной борьбы, характерных для исследуемого периода. Была показана роль философских проблем психологи в построении ее теории, показано, что определение предмета психологии, описание характеристик психики, поиск путей и способов ее изучения непосредственно зависят от решения ключевых методологических вопросов, касающихся природы психического, отношения души и материи, сознания и бытия. Поэтому центральное место занимает рассмотрение становления и развития в русской психологии основных философско-методологических и теоретических проблем психологической науки: соотношение психики с окружающим миром; психических процессов - с физиологическими; проблем детерминации психики и ее развития; активности сознания и его связи с деятельностью. В работах Б. даются всесторонняя оценка и анализ истории экспериментальных исследований в России в конца Х1X-начала ХХ вв. («Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке /вторая половина XIX -начало XX вв./», 1960); становления социально-психологических идей в русской общественной мысли («Социально-психологические проблемы в русской науке». 1983); развития и утверждения методологических и теоретических подходов в психологической науке после 1917 г. на базе марксистской философии («Философские проблемы в советской психологии», 1972). Б. первой обращается к исследованию научного наследия И.М. Сеченова, вскрывает его роль в утверждении и развитии естественнонаучного направления в отечественной психологии («Учение И.М. Сеченова об ощущении и мышлении», 1954; «Сеченов и Павлов», 1954). В ее работах получили отражение жизненный путь и научная деятельность многих выдающихся русских ученых: И.П. Павлова, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанова, В.М. Бехтерева и др.

В.А. Кольцова