БЮЛЕР (Buehler) Карл (1879 – 1963 ) - немецко-австрийский психолог. Специалист
в области психологии развития, общей психологии, психологии личности,
социальной психологии, философии и теории психологии, гуманистической
психологии. Образование получил во Фрайбургском ун-те (д-р медицины, 1903),
продолжил в Страсбургском ун-те (д-р
философии, 1904). В 1906 закончил Берлинский ун-тет и
присоединился к группе О. Кюльпе в Вюрцбурге. Занимался разработкой методик экспериментального
изучения мышления, в частности метода свободного отчета испытуемого о своих
психических процессах при решении сложных задач. Результат (Ausfragemethod) очень походил
на современное структурированное интервью. В 1909 Б. стал профессором
психологии Боннского ун-та и занимался изучением гештальт-феноменов. Его работа о гештальт-восприятии была издана в 1913, что совпало с
переходом в Мюнхенский ун-тет на должность профессора психологии. После
первой мировой войны сосредоточился на изучении проблем развития детской
психики. В 1918
опубликовал труд, который считается первой попыткой обширного изучения детской
психологии, и был назначен профессором психологии в Дрездене. Четырьмя годами
позже Б. принял кафедру психологии в Венском университете и с этого момента,
вместе со своей женой Шарлоттой, занялся преобразованием Венского факультета
психологии в один из ведущих центров по исследованию детской психологии. Его
разочарование в американском бихевиоризме и приверженность холистическому
мировоззрению побудили Б. заняться критикой методологии. В своей книге «Die
Krise der Psychologe» («Кризис в психологии»,1927 г), Б. не отвергал ни одну из
школ, но пытался ограничить их претензии на абсолютную истину. Считал, что
выход из кризисной ситуации возможен путем
интеграции трех основных направлений: интроспективной концепции сознания,
бихевиористской концепции и культурологических исследований психики, ставящих
личность в зависимость от системы ценностей. В
С.В.
Ильина, М.Г. Ярошевский