БЮЛЕР (Buehler), Шарлотта (1893 -
1974) - австрийский, впоследствии американский психолог. Жена Карла Бюлера.
Училась в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1920 г. Б. -
приват-доцент технического вуза в Дрездене. С 1923 г. - приват-доцент, а с 1929
- профессор Венского ун-та, в 1938-1940 гг. профессор ун-та г. Осло (Норвегия),
с 1940 г. - профессор университета Лос-Анжелеса. Одновременно Б. занималась
частной психотерапевтической практикой. В 60-е гг. Б. становится одним из
лидеров гуманистической психологии, в 1970 г. избирается президентом Ассоциации
гуманистической психологии. Довоенные исследования Б. посвящены преимущественно
проблемам детской и юношеской психологии. Созданная и возглавляемая ею Венская
школа возрастной психологии приобрела известность прежде всего диагностическими
исследованиями психического развития ребенка, разработкой тестовых методов,
характеризующихся максимальной приближенностью к естественным условиям. Эти
исследования позднее привели Б. к идее о фазах развития и к созданию
периодизации жизненного пути личности (“Der menschliche Lebenslauf als
psychologisches Problem”? Lpz., 1933; “Goettingen”, 1959), которая считается
началом психолого-биографических исследований жизненного пути личности. Многие
методы, разработанные Б. в этот период, сохраняют свое значение и по сей день.
Во второй, американский, период своей научной деятельности (1940-1970) Б.
продолжает развивать целостный подход к изучению жизненного пути личности.
Человеческая жизнь, по Б., характеризуется четырьмя сосуществующими базисными
тенденциями: удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения,
творческой экспансии и установления внутренней гармонии. Различные тенденции
могут преобладать в различные периоды жизни личности, но ее самоосуществление
как итог ее жизненного пути возможно в рамках любой из этих тенденций. Б.
руководствуется положениями об уникальности каждого жизненного пути, об
активности и самодетерминации субъекта, о его направленности на реализацию
жизненных целей, смыслов и ценностей. Интеграция этой активности осуществляется
личностью (self, das Selbst) без участия сознания. Личность при этом выступает
у Б. как изначально данное духовное образование, в основном не изменяющееся на
протяжении жизненного пути. Основные труды Б.: «Социально-психологическое
изучение ребенка первого года жизни», М.-Л., 1931 (совм. с Б. Тюдор-Гарт, Г.
Гетцер); «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1935 (совм. с Г. Гетцер); “Das Seelenleben des Jugendlichen”, Jena, 1922, - 1967 (6 изданий); “Kindheit und Jugend”. Lpz., 1938; “Goettingen”, 1967 (4); “Kind und
Familie”. Jena, 1937; “Values in psychotherapy”, N.Y., 1962; “Die Psychologie
im Leben unserer Zeit”, 1962; “Wenn das Leben gelingen soll”, 1968; “The course
of human life”, N.Y., 1968 (совм. с F.Massarik); “Introduction
to humanistic psychology”, 1972 (совм. с M.
Allen).
Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова