БЮЛЕР (Buehler), Шарлотта (1893 - 1974) - австрийский, впоследствии американский психолог. Жена Карла Бюлера. Училась в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1920 г. Б. - приват-доцент технического вуза в Дрездене. С 1923 г. - приват-доцент, а с 1929 - профессор Венского ун-та, в 1938-1940 гг. профессор ун-та г. Осло (Норвегия), с 1940 г. - профессор университета Лос-Анжелеса. Одновременно Б. занималась частной психотерапевтической практикой. В 60-е гг. Б. становится одним из лидеров гуманистической психологии, в 1970 г. избирается президентом Ассоциации гуманистической психологии. Довоенные исследования Б. посвящены преимущественно проблемам детской и юношеской психологии. Созданная и возглавляемая ею Венская школа возрастной психологии приобрела известность прежде всего диагностическими исследованиями психического развития ребенка, разработкой тестовых методов, характеризующихся максимальной приближенностью к естественным условиям. Эти исследования позднее привели Б. к идее о фазах развития и к созданию периодизации жизненного пути личности (“Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem”? Lpz., 1933; “Goettingen”, 1959), которая считается началом психолого-биографических исследований жизненного пути личности. Многие методы, разработанные Б. в этот период, сохраняют свое значение и по сей день. Во второй, американский, период своей научной деятельности (1940-1970) Б. продолжает развивать целостный подход к изучению жизненного пути личности. Человеческая жизнь, по Б., характеризуется четырьмя сосуществующими базисными тенденциями: удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установления внутренней гармонии. Различные тенденции могут преобладать в различные периоды жизни личности, но ее самоосуществление как итог ее жизненного пути возможно в рамках любой из этих тенденций. Б. руководствуется положениями об уникальности каждого жизненного пути, об активности и самодетерминации субъекта, о его направленности на реализацию жизненных целей, смыслов и ценностей. Интеграция этой активности осуществляется личностью (self, das Selbst) без участия сознания. Личность при этом выступает у Б. как изначально данное духовное образование, в основном не изменяющееся на протяжении жизненного пути. Основные труды Б.: «Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни», М.-Л., 1931 (совм. с Б. Тюдор-Гарт, Г. Гетцер); «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1935 (совм. с Г. Гетцер); “Das Seelenleben des Jugendlichen”, Jena, 1922, - 1967 (6 изданий); “Kindheit und Jugend”. Lpz., 1938; “Goettingen”, 1967 (4); “Kind und Familie”. Jena, 1937; “Values in psychotherapy”, N.Y., 1962; “Die Psychologie im Leben unserer Zeit”, 1962; “Wenn das Leben gelingen soll”, 1968; “The course of human life”, N.Y., 1968 (совм. с F.Massarik); “Introduction to humanistic psychology”, 1972 (совм. с M. Allen).

Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова