Чебышева Варвара Васильевна (1903 -
1991)- российский психолог, специалист в области психологии труда и проблем профориентации
и профотбора. Д-р психологических наук (1972). Поч. чл. Общества психологов
СССР (с 1983). Закончила педологический фак-т 2-го МГУ
(1930). В 1930-е гг. работала: ответственным исполнителем по профотбору на
заводе им. Ф.Э. Дзержинского и заведовала психотехническим сектором в Институте
кадров черной металлургии в г. Днепропетровске. Затем
работала в Московском Институте охраны труда; во ВНИИ авиационной медицины РКК,
где проводила исследования по темам: "Планер в системе летной
подготовки", "Парашютисты о себе", "Наземные
тренажеры", "Реакция на беспорядочно появляющиеся раздражители"
и др. С 1945 г.
- сотрудник Московского ин-та психологии, где с 1969 г. заведовала
лабораторией психологических проблем профориентации. Ч. была в числе инициаторов
развертывания работы по профориентации, входила в число организаторов 1-го
Всесоюзного совещания по вопросам профориентации и профотбора (1959). Основное
направление дальнейших исследований Ч. было связано с психологическими
особенностями труда, как предмета изучения, и условиями воспитания и
разностороннего развития личности. Была разработана классификация профессий как
основы трудового обучения и профориентации («Классификация профессий и
профориентация» / Вопросы психологии, 1971). Выявлены особенности и условия
формирования общетрудовых и специальных профессиональных умений и навыков.
Систематизированы знания в области психологии трудового обучения («Психология
трудового обучения», 1969; «Психологические вопросы производственного обучения»
/ «Основы профессиональной педагогики», 1968; и др.). Формирование навыков и
умений рассматривается Ч. как процесс совершенствования деятельности личности,
основанной на самоконтроле и саморегуляции. Была разработана психологическая
классификация трудовых умений, уточнены требования к учебному инструктажу и
постановке упражнений. Показаны особенности мыслительных процессов в труде и
способы их формирования. Проведено обучение решению интеллектуальных трудовых
задач. Исследованы проблемы формирования рабочего темпа в производственном
труде и обучении и его индивидуально-психологические особенности. Рассмотрен
процесс овладения деятельностью, требующей высокой скорости, точности,
координации и совмещения действий (на примере летного дела и др.). Ч. осуществлялось обучение предупреждению и устранению неполадок в
труде рабочего («Методы обучения сталеваров в борьбе с неполадками в работе
мартеновских печей» // История советской психологии труда. Тексты, 1983). На основе изучения проблемы психологических
профессиональных требований ею обоснована необходимость работы в области
профессиональной психодиагностики, при этом центральное значение отводится
активному профессиональному самоопределению личности.
О.Г. Hоскова