ЧУПРИКОВА Наталия Ивановна (р. 1928) - российский психолог, психофизиолог, д-р
психологических наук (1970), профессор (1979). Закончила отделение психологии
философского фак-та МГУ (1951). С 1953 г. работает в
психологическом институте РАО. С 1972 по 1985 гг. заведовала лабораторией
психофизиологии познавательных процессов, в настоящее время - ведущий научный
сотрудник и руководитель группы института. Экспериментальные исследования,
выполненные Ч. в лаборатории Е.И. Бойко, способствовали обоснованию
представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и
тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости
в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и
словесных раздражителей. В 1957
г. она защищает канд. дис. «Иррадиация и концентрация
нервных процессов у человека», а в 1969 – докт.: «Слово как фактор управления в
высшей нервной деятельности человека». В экспериментальных исследованиях,
выполненных вместе с коллективом сотрудников, установлена зависимость
выраженности и длительности следов кратковременной памяти в последействии
непосредственных и словесных раздражителей от степени анализа воспринимаемого
материала; усовершенствован метод тестирования локальной возбудимости в
проекционных и словесных системах мозга («Познавательная активность в системе
процессов памяти», М., 1989, ред. и соавт.). Теоретически обосновано
представление о психике как специфическом классе нервных процессов, несущих
функцию отражения и организации на этой основе приспособительного поведения
живого существа в процессах его взаимодействия с окружающим миром и координации
многих процессов внутри организма. Развито положение о том, что процессы
данного класса развертываются на всей вертикали уровневой нервной организации -
от субнейронного до общемозгового у высших животных и человека; выдвинута
гипотеза о качественном многообразии процессов данного класса, сопоставимом с
качественным многообразием внутреннего мира человека. Сформулирована идея о
сознании как высшей системно-расчлененной форме отражательной деятельности
мозга («Психика и сознание как функция мозга», М., 1985). В работах по проблеме
умственного развития развито представление о подчиненности хода умственного
развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в
первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических
когнитивных структурах как носителях умственного развития. Также автор
монографий: «Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека», М., 1967;
«Умственное развитие и обучение», М., 1995; «Психология умственного развития:
принцип дифференциации», М., 1997.
В.А. Кольцова