http://www.childpsy.ru/upload/iblock/2a7/chuprikova_ni.jpgЧУПРИКОВА Наталия Ивановна (р. 1928) - российский психолог, психофизиолог, д-р психологических наук (1970), профессор (1979). Закончила отделение психологии философского фак-та МГУ (1951). С 1953 г. работает в психологическом институте РАО. С 1972 по 1985 гг. заведовала лабораторией психофизиологии познавательных процессов, в настоящее время - ведущий научный сотрудник и руководитель группы института. Экспериментальные исследования, выполненные Ч. в лаборатории Е.И. Бойко, способствовали обоснованию представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и словесных раздражителей. В 1957 г. она защищает канд. дис. «Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека», а в 1969 – докт.: «Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека». В экспериментальных исследованиях, выполненных вместе с коллективом сотрудников, установлена зависимость выраженности и длительности следов кратковременной памяти в последействии непосредственных и словесных раздражителей от степени анализа воспринимаемого материала; усовершенствован метод тестирования локальной возбудимости в проекционных и словесных системах мозга («Познавательная активность в системе процессов памяти», М., 1989, ред. и соавт.). Теоретически обосновано представление о психике как специфическом классе нервных процессов, несущих функцию отражения и организации на этой основе приспособительного поведения живого существа в процессах его взаимодействия с окружающим миром и координации многих процессов внутри организма. Развито положение о том, что процессы данного класса развертываются на всей вертикали уровневой нервной организации - от субнейронного до общемозгового у высших животных и человека; выдвинута гипотеза о качественном многообразии процессов данного класса, сопоставимом с качественным многообразием внутреннего мира человека. Сформулирована идея о сознании как высшей системно-расчлененной форме отражательной деятельности мозга («Психика и сознание как функция мозга», М., 1985). В работах по проблеме умственного развития развито представление о подчиненности хода умственного развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических когнитивных структурах как носителях умственного развития. Также автор монографий: «Слово как фактор управления в  высшей нервной деятельности человека», М., 1967; «Умственное развитие и обучение», М., 1995; «Психология умственного развития: принцип дифференциации», М., 1997.

В.А. Кольцова