ДАВЫДОВ Василий Васильевич (1930 –
1998) – российский психолог, философ и педагог, специалист в области психологии
обучения, детской и педагогической психологии, а также
теоретико-методологических проблем общей и возрастной психологии. Д-р психологических
наук (1970), профессор (1973), д. чл. АПН
СССР (1978) и РАО (1992), засл. деятель науки РФ (1996), лауреат премии
Президента РФ в области образования (1997). Образование получил в МГУ им. М.В.
Ломоносова, закончив психологическое отделение философского фак-та (1953) и
аспирантуру МГУ по кафедре психологии (1953-1956). В 1958 г. под руководством
П.Я. Гальперина защитил канд. дис.: «Основные этапы формирования умственных
действий у ребенка (на примере формирования счета и понятия числа у дошкольников)»
и в 1959 г. пришел в НИИ ОиПП АПН СССР, возглавив лабораторию психологии детей
младшего школьного возраста (1961-1973). Одновременно, по совместительству,
преподавал в педагогических вузах Москвы. В 1970 г. - защитил докт. дис.: «Виды
обобщения в обучении (логико-психологические основы построения учебных
предметов)». В 1973 г. возглавил НИИ ОиПП АПН СССР (1973-1983) и лабораторию
Психического развития и воспитания младших школьников. В 1983 г. Д. уходит с
поста директора института и возглавляет лабораторию Умственного воспитания
детей дошкольного возраста Института дошкольного воспитания АПН СССР. В 1989 г.
избирается вице-президентом АПН СССР, в 1990 г. Д. – академик-секретарь
отделения психологии, возрастной физиологии и дефектологии АПН СССР. После
реорганизации в 1992 г. Академии педагогических наук избирается
вице-президентом РАО (1992-1998). С 1987 г. - иностранный член Национальной
Академии образования США. Научно-исследовательская деятельность Д,. в основном,
была связана с изучением проблематики обучения и психического, в первую очередь
– умственного развития школьников. Воспитание и обучение понималось им как
всеобщая форма психического развития, основой которого является развитие
деятельности ребенка, осуществляемой в сотрудничестве со взрослым (педагогом) и
другими детьми. Вместе с Д.Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным Д. создает новое
направление в отечественной психологической науке - психологию формирования
мыслительной деятельности учащихся, опираясь при этом на представления о
мышлении и его генезе, сформулированные в русле диалектической логики (Г.В.Ф.
Гегель, К. Маркс, Э.В. Ильенков и др.). Им исследованы закономерности развития
учебной деятельности - от начального до завершающего этапов школьного
образования, ее содержание и строение (включая основные учебные действия),
выявлены возрастные особенности и возможности развития мышления младших
школьников, формы и способы организации их обучения. Д. - один из инициаторов и
организаторов перестройки системы образования в нашей стране, базирующейся на
изучении мыслительной деятельности учащихся, логико-психологическом анализе
формирования и развития у них теоретического, или разумного мышления (в отличие
от эмпирического, или рассудочного), становления основ теоретического сознания
в онтогенезе. Исследование особенностей психического развития младших
школьников привело Д. к выводу о том, что их умственные возможности шире и
многостороннее, чем считалось ранее в детской и педагогической психологии и
дидактике. Совместно с Д.Б. Элькониным в лаборатории психологии младшего
школьного возраста Д. разработал принципы генетико-моделирующего эксперимента,
направленного на целенаправленную реализацию этих возможностей в рамках
специальным образом построенной поисково-преобразующей учебной деятельности (в
противовес «обычному» рецептивному учению). Результаты данных исследований
систематически изложены и развернуто обоснованы в его докторской диссертации и
в книгах: «Виды обобщения в обучении» (1972; 2000), “Проблемы развивающего
обучения” (1986), “Теория развивающего обучения” (1996). Было показано, что
традиционная система начального обучения базируется на устаревших
логико-психологических установках, связанных с эмпирической теорией мышления, и
что совершенствование системы образования требует других научных предпосылок.
Д. развил теорию взаимосвязи эффективной учебной деятельности с процессом
образования у учащихся содержательных абстракций и обобщений, формированием у
них способности к анализу оснований собственных действий (рефлексии). Это
открыло перспективу для конструирования учебных предметов в логике восхождения
мысли от абстрактного к конкретному, пересмотра психологической структуры
учения в целом. В итоге Д. и его сотрудниками была создана система развивающего
обучения школьников, получившая название «системы Эльконина – Д.».
Образовательные программы (по математике, родному языку, литературе,
изобразительному искусству и художественному труду, естествознанию и др.), а
также обучающие технологии и средства диагностики психического развития детей в
экспериментальном обучении были успешно применены во многих городах России, а
также в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья (Латвия, Казахстан, Украина,
Нидерланды, Франция, США и др.). Подготовленный Д. и его сотрудниками пакет
качественно новых программно-методических материалов (программ, учебников,
учебных пособий и др.) был утвержден МО РФ. В целях широкой общественной
поддержки и распространения этих научно-практических разработок в 1994 г. Д.
была создана Ассоциация развивающего обучения, вскоре получившая статус
международной, первым Президентом которой он стал. Наряду и в тесной связи с
основной исследовательской работой Д. осуществлял анализ категориальных основ
общепсихологической теории деятельности, исследовал проблемы соотношения коллективной
и индивидуальной деятельности, расширил и обогатил новым содержанием идею
П.Я.Гальперина о природе психики как поиска и опробования возможных вариантов
действования в неопределенной ситуации, связав его с феноменом превращения
сукцессивного в симультанное. Ряд работ Д. посвящен анализу истории,
современного состояния и перспектив культурно-исторического и деятельностного
подходов в психологии. Последние он усматривал в разработке и освоении
специалистами стратегии проектирования различных форм и видов человеческой
деятельности, реализуемой полидисциплинарными методами ее исследования. Кроме
упомянутых выше, Д. автор книг: «Учебная деятельность и моделирование» (в
соавт.), М., 1981; «О понятии развивающего обучения», М., 1995; «Математика. 3
класс. Учебник»/ (в соавт), М., 1996; «Математика. 3 класс. Методическое
пособие»/(в соавт.), М., 1996.
Л.А.
Карпенко, В.Т. Кудрявцев