ДЕКАРТ (Descartes) Рене (1596 – 1650) —
французский философ, математик и естествоиспытатель. Д. называют «отцом новой
философии», т.к. он является основателем современного рационализма. Образование
получил в иезуитской школе Ла Флеш, в которой ознакомился с образом мышления
схоластики и духовным богатством гуманизма. После этого долго путешествовал по
Европе, а с 1629 по 1649 г. жил в Голландии, где были созданы его основные
сочинения: Правила для руководства ума” (1628-1629), «Рассуждение о методе»
(1637), “Метафизические размышления о первой философии” (1641), “Начала
философии” (1644), “Страсти души” (1649) и др. За год до смерти по приглашению
королевы Христины переехал в Стокгольм. В своих трудах Д. заложил основы
детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания.
Первая получила наиболее последовательное воплощение в понимании рефлекса как
закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение;
в учении о “страстях души” как психических состояниях, испытываемых телесным
органом души (каковым Д. считал одну из желез головного мозга — эпифиз).
Рефлексы и “страсти души”, по Д., представляют телесную материальную
субстанцию, подчиненную тем же законам, что и вся физическая природа. Кроме
того, Д. выделял особую, нематериальную и непротяженную, субстанцию — сознание
— прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом,
когда он мыслит. Это дуалистическое воззрение на душу, к-рая только мыслит, и
тело, к-рое только движется, сыграло решающую роль в преодолении
господствовавшей в прежние века трактовки организма как вещи, управляемой
особой сущностью — душой. Согласно Д., тело и душа находятся во взаимодействии,
которое обеспечивается третьей субстанцией — Богом. При воздействии внешних
объектов возникают впечатления о них (сенсорные образы и образы памяти),
соединяющиеся путем образования ассоциаций, но не дающие истинного знания.
Такое знание изначально заложено в душе в виде врожденных идей, примером
которых могут служить не выводимые из опыта геометрические аксиомы. Такой же
дуалистический подход отличал и объяснение Д. побудительных сил поведения.
Наряду с рефлекторно возникающими эмоциональными состояниями, движущими
“машиной тела” (“Страсти души”, 1649), выделялись чисто духовные чувства и
бестелесные волевые импульсы. Их источником, по его мнению, служит субстанция
сознания. Эти импульсы способны контролировать страсти, физиологической основой
к-рых являются нервные, молекулярные процессы в организме. Д. считал, что
сознание и воля локализованы только в организме человека. Организм животных он
относил к разряду машин, работающих автоматически. Д. было экспериментально
разработано учение о зрительном восприятии, построении сетчатого образа, роли в
этом процессе деятельности глазных мышц (“Диоптрика”, 1637). Под влиянием Д.
развивалась вся психология нового времени, воспринявшая, с одной стороны, его
учение о сознании как непосредственном знании души о самой себе, с другой — его
учение о рефлексе как закономерном отражении внешних импульсов от мозга к
мышцам. Наиболее полно система психофизиологических воззрений Д. изложена в
трактате “Человек” (1662).
М.Г. Ярошевский