http://besmart.net/images/experts/dercach.pngДЕРКАЧ Анатолий Алексеевич (р. 1944) – российский психолог, специалист в области психологии управления, социальной психологии, педагогической психологии и акмеологии. Д-р психологических наук (1982), профессор (1989), засл. деятель науки РФ (1994), лауреат премии Президента РФ в области образования за разработку научно-педагогического комплекса «Психологические основы эффективной профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования»(1999). Избран чл.-кор. РАО (2000) и д. чл. РАО (2001). Образование получил в Луганском государственном педагогическом ин-те (ЛГПИ), окончив естественно-географический фак-т (1968). Профессиональную деятельность начал в Луганске учителем биологии и химии (1963-1968), был преподавателем кафедры педагогики и психологии ЛГПИ (1968-1969), окончил аспирантуру фак-та психологии Ленинградского ун-та (ЛГУ), защитив диссертацию на звание канд. педагогических наук (1972). Вернувшись в Луганск на должность ст. преподавателя ЛГПИ (1972), в этом же году перебирается в Москву, где возглавляет методический сектор Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина (1972-1974), заведует отделом школьной молодежи ЦК ВЛКСМ (1974-1975), работает первым зам. председателя ЦС Всесоюзной пионерской организации (1975-1982), одновременно являясь соискателем кафедры социальной психологии фак-та психологии ЛГУ (1979-1981). Защитив в 1982 г докт. дис. по психологии, переходит на работу в НИИ Академии общественных наук при ЦК КПСС (ст.н.с., 1982-1987; зав. отделом, 1987-1992), получает звание профессора кафедры социальной психологии и педагогики АОН (1989). Большой опыт педагогической и административной работы позволил Д. занять должность зав. кафедрой «Акмеологии и политической психологии» Российской академии управления (РАУ) (1992-1995). К этому периоду относится публикация монографий: «Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные технологии», 1993; «Управленческая инноватика: рефлепрактические методы», 1994. После преобразования в 1995 г. РАУ в Российскую академию государственной службы (РАГС) при Президенте РФ, Д. возглавил кафедру «Акмеологии и психологии профессиональной деятельности», а с 2000 г. он первый проректор РАГС. Вместе с сотрудниками развивает прикладные акмеологические исследования, методики и понятийный аппарат акмеологии. По мнению Д. акмеология - область знания в системе наук о человеке, выявляющая факторы и условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям в жизни и деятельности (профессиональным и не профессиональным). Им были выделены этапы становления акмеологии, описан феномен «акме» как многомерное состояние человека, охватывающее определенный прогрессивный период его развития, который связан с большими профессиональными и личностными изменениями. Акмеологический подход был распространен на самые разные виды трудовой деятельности: управленческую, военную, спортивную, педагогическую, политическую, юридическую, медицинскую. Для исследований применялись: лонгитюдный метод в сочетании с биографическим, акмеологическое описание, сравнение высокопродуктивной и малопродуктивной профессиональной деятельности, психограммы, акмеограммы, на основании которых выстраивалась акмеологическая диагностика .развития профессионала. Под редакцией Д. подготовлено учебное пособие «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», М., 2000,2001. Он автор монографий: «Формирование и развитие инновационной культуры у кадров госслужбы», М., 1996; «Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления», М., 1997; «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы», М., 1998; «Формирование руководителем управленческой команды», М., 1999.

Л.А. Карпенко