ДЕРКАЧ Анатолий Алексеевич (р.
1944) – российский психолог, специалист в области психологии управления,
социальной психологии, педагогической психологии и акмеологии. Д-р психологических
наук (1982), профессор (1989), засл. деятель науки РФ (1994), лауреат премии
Президента РФ в области образования за разработку научно-педагогического
комплекса «Психологические основы эффективной профессиональной деятельности
кадров управления и их непрерывного образования»(1999). Избран чл.-кор. РАО (2000) и д. чл. РАО (2001). Образование получил в
Луганском государственном педагогическом ин-те (ЛГПИ), окончив естественно-географический фак-т (1968). Профессиональную
деятельность начал в Луганске учителем биологии и химии (1963-1968), был
преподавателем кафедры педагогики и психологии ЛГПИ (1968-1969), окончил
аспирантуру фак-та психологии Ленинградского ун-та
(ЛГУ), защитив диссертацию на звание канд. педагогических наук (1972). Вернувшись в Луганск на должность ст. преподавателя ЛГПИ (1972), в
этом же году перебирается в Москву, где возглавляет методический сектор
Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина
(1972-1974), заведует отделом школьной молодежи ЦК ВЛКСМ (1974-1975), работает
первым зам. председателя ЦС Всесоюзной пионерской организации (1975-1982),
одновременно являясь соискателем кафедры социальной психологии фак-та
психологии ЛГУ (1979-1981). Защитив в 1982 г докт. дис. по
психологии, переходит на работу в НИИ Академии общественных наук при ЦК КПСС
(ст.н.с., 1982-1987; зав. отделом, 1987-1992), получает звание профессора
кафедры социальной психологии и педагогики АОН (1989). Большой опыт
педагогической и административной работы позволил Д. занять должность зав.
кафедрой «Акмеологии и политической психологии» Российской академии управления
(РАУ) (1992-1995). К этому периоду относится публикация монографий:
«Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров:
социально-психологический тренинг и прикладные технологии», 1993; «Управленческая инноватика: рефлепрактические методы», 1994.
После преобразования в 1995 г.
РАУ в Российскую академию государственной службы (РАГС) при Президенте РФ, Д.
возглавил кафедру «Акмеологии и психологии профессиональной деятельности», а с 2000 г. он первый проректор
РАГС. Вместе с сотрудниками развивает прикладные акмеологические исследования,
методики и понятийный аппарат акмеологии. По мнению Д. акмеология - область
знания в системе наук о человеке, выявляющая факторы и условия самореализации
творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям в жизни и
деятельности (профессиональным и не профессиональным). Им были выделены этапы
становления акмеологии, описан феномен «акме» как многомерное состояние
человека, охватывающее определенный прогрессивный период его развития, который
связан с большими профессиональными и личностными изменениями. Акмеологический
подход был распространен на самые разные виды трудовой деятельности:
управленческую, военную, спортивную, педагогическую, политическую, юридическую,
медицинскую. Для исследований применялись: лонгитюдный метод в сочетании с
биографическим, акмеологическое описание, сравнение высокопродуктивной и
малопродуктивной профессиональной деятельности, психограммы, акмеограммы, на
основании которых выстраивалась акмеологическая диагностика .развития
профессионала. Под редакцией Д. подготовлено учебное пособие «Акмеология:
личностное и профессиональное развитие человека», М., 2000,2001. Он автор
монографий: «Формирование и развитие инновационной культуры у кадров
госслужбы», М., 1996; «Психолого-педагогические технологии развития
профессионального мастерства кадров управления», М., 1997; «Психология
профессиональной деятельности кадров государственной службы», М., 1998;
«Формирование руководителем управленческой команды», М., 1999.
Л.А.
Карпенко