ДЕССУАР (Dessoir) Макс (1867 -
1947) - немецкий эстетик и психолог. Последователь В.Дильтея. Еще в гимназии у
него проявились способности и к искусствам (игра на скрипке),и к естественным
наукам, в это же время зародился интерес к пограничным вопросам психологии и
физиологии. После окончания гимназии в 1881 г. учился в ун-тах Вюрцбурга и
Берлина (д-р медицины, д-р философии, 1889). С 1891 г. Д. работал в Берлинском
ун-те в качестве приват-доцента, в 1893 г. защитил дис., с 1920 г. до своей
отставки в 1934 г. - ординарный профессор Берлинского ун-та. В 1947 г. снова
приступил к преподавательской деятельности в качестве профессора во Франкфурте.
Д. - основоположник критического анализа парапсихологических феноменов. С 1885
г. он приступил к систематическим наблюдениям за медиумами, что позволило ему
сделать обобщающие выводы о сущности этих явлений на основе понятия
подсознательного ("Vom Jenseits der Seele: Die Geheimwissenschaften in
kritischer Betrachtung", 1917). Ввел в употребление сам термин "парапсихология".
Вместе с Э.Утицем основал школу эстетики, известную под названием
"всеобщей науки об эстетике". Эстетику Д. понимал значительно шире,
чем искусство, включая в нее природу и повседневную жизнь. Искусство, по его
мнению, основывается не на одном лишь эстетическом чувстве, а также и на
религиозных, социальных и политических воззрениях. С 1906 г. стал издавать
журнал "Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine
Kunstwissenschaft", центральный орган формалистической эстетики. По
инициативе Д. в 1913 г. был организован 1-й Интернациональный конгресс
эстетики. В работе Эстетика и всеобщая наука об искусстве" (1906) разделил
искусства на два вида: на подражательные искусства, имеющие реальные формы
(пространство и время искусства), и свободные искусства, имеющие иррелевантные
формы (архитектура или музыка).
И.М. Кондаков