http://www.voppsy.ru/issues/1998/986/986122/img002.jpgДЬЯЧЕНКО Ольга Михайловна (1948 – 1998) – российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1990), чл.-кор. РАО (1992). Зав. лабораторией Психологии способностей и творчества Исследовательского центра семьи и детства (С 1997 г. – Институт дошкольного образования и семейного воспитания) РАО (1992-1998). Лауреат государственной премии РФ (1998) за участие и руководство программой «Развитие». Окончила фак-т психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1967-1971) и с этого времени работала в Институте дошкольного воспитания АПН СССР в лаборатории психологии способностей. В 1975 г. под руководством Л.А. Венгера защитила канд. дис. «Использование схематизированного образа в дошкольном возрасте». В 1990 г. защитила докт. дис.: «Развитие воображения в дошкольном возрасте». В дальнейшем, после смерти Л.А.Венгера, заведовала лабораторией способностей и творчества Исследовательского ЦСиД РАО вплоть до 1998 г. Профессиональная научная деятельность Д. была связана, в основном, с исследованием развития познавательных способностей и творчества детей, развитием детской одаренности, развитием воображения детей дошкольного возраста. Наряду с научной, она вела большую педагогическую работу. Занималась разработкой образовательных программ для детей дошкольного возраста. Программа «Развитие», создание которой было начато Л.А. Венгером, а затем продолжено под руководством Д., была отмечена государственной премией. Ею была разработана система подготовки студентов по практической психологии для дошкольных учреждений сначала на базе факультета дошкольного воспитания МПГУ, а затем МГППИ. Д. - автор более 150 трудов, программ и пособий по познавательному развитию детей, сборников дидактических игр и упражнений, в том числе: "Воображение дошкольника", М., (1986), "Чего на свете не бывает", М., (1994). В работах Д., связанных с проблемами развития способностей и творчества детей дошкольного возраста, разрабатываются новые методы диагностики познавательного развития и способностей детей. («Педагогическая диагностика по программе "Развитие": младший и средний возраст»/в соавт. М., ПИ РАО, Серия "Педагогическая диагностика", 1995; «Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста»/в соавт., М., 1996) Исследования, посвященные анализу роли символа в психическом развитии детей, привели Д. к разработке новых способов активизации творческой деятельности дошкольников («Развитие воображения дошкольника» М., 1996; «Роль слова в развитии воображения дошкольника» (в соавт.)/ Сб. «Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками»./Под ред. Л.А.Венгера. М., 1996 и др.). Под редакцией и при участии Д. изданы труды: «Родителям о психическом развитии дошкольников»/в соавт. М., 1984; «День за днем. Хрестоматия для детей 3-5 лет»/в соавт. М., 1996; «Одаренный ребенок»/ред., М, 1997; «Введение в дошкольную практическую психологию», в соавт., 1998 и др.

Н.Е Веракса.