ДЬЯЧЕНКО Ольга Михайловна (1948 –
1998) – российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической
психологии. Д-р психологических наук
(1990), чл.-кор. РАО (1992). Зав. лабораторией
Психологии способностей и творчества Исследовательского центра семьи и детства
(С 1997 г.
– Институт дошкольного образования и семейного воспитания) РАО (1992-1998).
Лауреат государственной премии РФ (1998) за участие и руководство
программой «Развитие». Окончила фак-т психологии МГУ
им. М.В. Ломоносова (1967-1971) и с этого времени работала в Институте
дошкольного воспитания АПН СССР в лаборатории психологии способностей. В 1975 г. под руководством
Л.А. Венгера защитила канд. дис. «Использование схематизированного образа в
дошкольном возрасте». В 1990
г. защитила докт. дис.: «Развитие воображения в
дошкольном возрасте». В дальнейшем, после смерти Л.А.Венгера, заведовала
лабораторией способностей и творчества Исследовательского ЦСиД РАО вплоть до 1998 г. Профессиональная
научная деятельность Д. была связана, в основном, с исследованием развития
познавательных способностей и творчества детей, развитием детской одаренности,
развитием воображения детей дошкольного возраста. Наряду с научной,
она вела большую педагогическую работу. Занималась разработкой образовательных
программ для детей дошкольного возраста. Программа «Развитие», создание которой
было начато Л.А. Венгером, а затем продолжено под руководством Д., была
отмечена государственной премией. Ею была разработана система подготовки
студентов по практической психологии для дошкольных учреждений сначала на базе
факультета дошкольного воспитания МПГУ, а затем МГППИ. Д. - автор более 150 трудов, программ и пособий по познавательному
развитию детей, сборников дидактических игр и упражнений, в том числе:
"Воображение дошкольника", М., (1986), "Чего на свете не
бывает", М., (1994). В работах Д., связанных с проблемами развития
способностей и творчества детей дошкольного возраста, разрабатываются новые
методы диагностики познавательного развития и способностей детей. («Педагогическая диагностика по программе "Развитие":
младший и средний возраст»/в соавт. М., ПИ РАО, Серия
"Педагогическая диагностика", 1995; «Диагностика умственного развития
детей старшего дошкольного возраста»/в соавт., М., 1996) Исследования, посвященные анализу роли символа в психическом развитии
детей, привели Д. к разработке новых способов активизации творческой
деятельности дошкольников («Развитие воображения дошкольника» М., 1996;
«Роль слова в развитии воображения дошкольника» (в соавт.)/ Сб. «Слово и образ
в решении познавательных задач дошкольниками»./Под ред. Л.А.Венгера. М., 1996 и др.). Под редакцией и при участии Д. изданы
труды: «Родителям о психическом развитии дошкольников»/в соавт. М., 1984; «День
за днем. Хрестоматия для детей 3-5 лет»/в соавт. М., 1996; «Одаренный
ребенок»/ред., М, 1997; «Введение в дошкольную практическую психологию», в
соавт., 1998 и др.
Н.Е
Веракса.