ДОБРЫНИН
Николай Федорович (1890 – 1981) – российский психолог, д-р психологических наук
(1937), профессор (1935). Учился на естественном, затем - на
историко-филологическом фак-те Московского ун-та, который окончил в 1915 г., а также в
аспирантуре Института психологии. Работал в Московском Государственном
индустриально-педагогическом ин-те им. К. Либкнехта,
одновременно являясь доцентом педагогического факультета 2-го МГУ (1922- 1930)
и сотрудником Института психологии (1925 -1935), где защитил докт. дисс.:
«Психология внимания. История и теория вопроса». С 1941 г. его научная
деятельность связана с МГПИ им. В.И .Ленина, где он
занимал должность профессора и зав. кафедрой психологии (1941-1966), в
последние годы жизни был профессором-консультантом (с 1969). Центральное место
в работах Д. занимала проблема внимания, к экспериментальному изучению которой
он приступает уже в 1910-20 гг. Им исследуется психологическая природа
внимания, его физиологические основы, свойства и характеристики, среди которых
предметом специального экспериментального анализа становится феномен колебания
внимания (Колебание внимания. 1925). Раскрытие природы внимания и его сущности
Д. рассматривал как одно из главных условий понимания и разработки проблемы
активности личности и активности познания. Он впервые выдвигает и обосновывает
принцип значимости как одно из фундаментальных оснований функционирования
человеческой психики, что, с его точки зрения, позволяет выявить и исследовать
связь познавательных процессов личности с мотивацией ее поведения, раскрыть
роль активности человека в познании окружающего мира. Значимость определяет
направленность внимания человека, являясь, таким образом, одним из наиболее
существенных обусловливающих его признаков. В работах Д. и его учеников рассматриваются
вопросы воспитания внимания, памяти, развития интересов и формирования личности
ребенка. Исследуются виды внимания, его типология, динамика, различные
характеристики и свойства. Д. - автор и редактор ряда учебников и учебных
пособий для педагогических вузов по общей, возрастной и педагогической
психологии («Хрестоматия по психологии», 1927; «Введение в психологию», 1929).
В.А. Кольцова