ДОБРЫНИН Николай Федорович (1890 – 1981) – российский психолог, д-р психологических наук (1937), профессор (1935). Учился на естественном, затем - на историко-филологическом фак-те Московского ун-та, который окончил в 1915 г., а также в аспирантуре Института психологии. Работал в Московском Государственном индустриально-педагогическом ин-те им. К. Либкнехта, одновременно являясь доцентом педагогического факультета 2-го МГУ (1922- 1930) и сотрудником Института психологии (1925 -1935), где защитил докт. дисс.: «Психология внимания. История и теория вопроса». С 1941 г. его научная деятельность связана с МГПИ им. В.И .Ленина, где он занимал должность профессора и зав. кафедрой психологии (1941-1966), в последние годы жизни был профессором-консультантом (с 1969). Центральное место в работах Д. занимала проблема внимания, к экспериментальному изучению которой он приступает уже в 1910-20 гг. Им исследуется психологическая природа внимания, его физиологические основы, свойства и характеристики, среди которых предметом специального экспериментального анализа становится феномен колебания внимания (Колебание внимания. 1925). Раскрытие природы внимания и его сущности Д. рассматривал как одно из главных условий понимания и разработки проблемы активности личности и активности познания. Он впервые выдвигает и обосновывает принцип значимости как одно из фундаментальных оснований функционирования человеческой психики, что, с его точки зрения, позволяет выявить и исследовать связь познавательных процессов личности с мотивацией ее поведения, раскрыть роль активности человека в познании окружающего мира. Значимость определяет направленность внимания человека, являясь, таким образом, одним из наиболее существенных обусловливающих его признаков. В работах Д. и его учеников рассматриваются вопросы воспитания внимания, памяти, развития интересов и формирования личности ребенка. Исследуются виды внимания, его типология, динамика, различные характеристики и свойства. Д. - автор и редактор ряда учебников и учебных пособий для педагогических вузов по общей, возрастной и педагогической психологии («Хрестоматия по психологии», 1927; «Введение в психологию», 1929).

В.А. Кольцова