ДОЛЛАРД
(Dollard) Джон (1900 – 1980) - американский психолог, специалист в области
экспериментального анализа поведения, психологии личности и социальной
психологии. В сферу интересов Д. входили также психоанализ, психотерапия и
военная психология. Образование получил в Висконском ун-те (бакалавр, 1922),
Чикагском ун-те (д-р философии, 1931), в Берлине (тренинг в психоанализе,
1931-1932). Профессиональная деятельность Д. была связана с научной работой в
Институте человеческих взаимоотношений Йельского ун-та (1932). С 1952 г. Д. - профессор
психологии Йельского ун-та. Будучи изначально социологом, Д. получил наибольшую
известность среди психологов в 1930-х гг. после серии исследований,
вдохновленных теорией научения Халла и посвященных попыткам объединить теорию
подкрепления и психоанализ. Первая значительная публикация по
этой проблеме («Frustration and Aggression». Yale University Press, в
соавт. с J.W.Doob, N.E. Miller, O.H. Mower, R.R.Sears. 1939)
стала классической работой, которая до сих пор широко цитируется и известна как
гипотеза "фрустрации - агрессии". Эта гипотеза стала основой
для последующих исследований агрессии Леонардом Берковицем, а также для
изучения фрустрации и агрессии у животных. Д. написал один и в соавторстве
более 10 книг, посвященных исследованию жизни человека, проблеме страха в бою,
социальному положению негров в южных штатах в 1930-е гг. и т.д. Лучшей своей
книгой он считал написанную в 1950 г. совместно с Нилом
Миллером "Personality and Psychoterapy: All Analysis in Terms of Learning,
Thinking and Culture", McGraw-Hill, в которой они предприняли попытку
интерпретации в понятиях теории научения основных понятий теории психоанализа
З. Фрейда: зависимость, агрессия, идентификация, совесть. В 1950-х гг. ими
разрабатывается психотерапия, основанная на принципах социального
научения. За десять лет до этого в книге "Social
Learning and Imitation" (1941), Д. и Н. Миллер впервые включили в
концепцию социального научения понятие навыка, что послужило впоследствии
фундаментом теории социального научения 1960-х гг. Значение личности Д. еще и в
том, что он в своих исследованиях старался объединить достижения социологии,
антропологии, психологии и психотерапии, разрушая границы между этими науками.
Л.А. Карпенко