http://www.flandershealth.us/personality/images/9399_337_151-john-dollard.jpgДОЛЛАРД (Dollard) Джон (1900 – 1980) - американский психолог, специалист в области экспериментального анализа поведения, психологии личности и социальной психологии. В сферу интересов Д. входили также психоанализ, психотерапия и военная психология. Образование получил в Висконском ун-те (бакалавр, 1922), Чикагском ун-те (д-р философии, 1931), в Берлине (тренинг в психоанализе, 1931-1932). Профессиональная деятельность Д. была связана с научной работой в Институте человеческих взаимоотношений Йельского ун-та (1932). С 1952 г. Д. - профессор психологии Йельского ун-та. Будучи изначально социологом, Д. получил наибольшую известность среди психологов в 1930-х гг. после серии исследований, вдохновленных теорией научения Халла и посвященных попыткам объединить теорию подкрепления и психоанализ. Первая значительная публикация по этой проблеме («Frustration and Aggression». Yale University Press, в соавт. с J.W.Doob, N.E. Miller, O.H. Mower, R.R.Sears. 1939) стала классической работой, которая до сих пор широко цитируется и известна как гипотеза "фрустрации - агрессии". Эта гипотеза стала основой для последующих исследований агрессии Леонардом Берковицем, а также для изучения фрустрации и агрессии у животных. Д. написал один и в соавторстве более 10 книг, посвященных исследованию жизни человека, проблеме страха в бою, социальному положению негров в южных штатах в 1930-е гг. и т.д. Лучшей своей книгой он считал написанную в 1950 г. совместно с Нилом Миллером "Personality and Psychoterapy: All Analysis in Terms of Learning, Thinking and Culture", McGraw-Hill, в которой они предприняли попытку интерпретации в понятиях теории научения основных понятий теории психоанализа З. Фрейда: зависимость, агрессия, идентификация, совесть. В 1950-х гг. ими разрабатывается психотерапия, основанная на принципах социального научения. За десять лет до этого в книге "Social Learning and Imitation" (1941), Д. и Н. Миллер впервые включили в концепцию социального научения понятие навыка, что послужило впоследствии фундаментом теории социального научения 1960-х гг. Значение личности Д. еще и в том, что он в своих исследованиях старался объединить достижения социологии, антропологии, психологии и психотерапии, разрушая границы между этими науками.

Л.А. Карпенко