http://solemio.com.ua/sites/default/files/4/Druzinin.jpg?1273850310ДРУЖИНИН Владимир Николаевич(1955 – 2001)- российский психолог, специалист в области методологии психологии, психологического образования, психологии способностей и психодиагностики. Автор концепций экологической валидности теста и когнитивного ресурса. Д-р психологических наук (1991), профессор МГУ им. М.В. Ломоносова и МГПУ (с 1993). Был членом бюро молодежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по работе с молодежью Президиума АН СССР. Гл. pед. журнала "Психологическое обозрение". Лауреат премий: С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (1996); Президента РФ в области образования (1998). Окончил фак-т психологии и биологии Ярославского Государственного ун-та (1978). Ученик В.Д. Шадрикова. С 1979 работал в ИП РАН, заведовал лабораторией психологии способностей и профессионально важных качеств (с 1991), был заместителем директора ИП РАН по научной работе (1992 – 2000). Большое внимание уделял проблемам психологического образования, был одним из организаторов и ректором Психологического колледжа при ИП РАН (1993-1995). С 1995 г. – директор Института психологии гуманитарных наук (при РАH), с 1999 – ректор Института практической психологии ИМАТОН (Санкт-Петербург). Научные исследования Д. первоначально были посвящены проблемам дифференциальной психометрики: была разработана обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие определить необходимое и достаточное количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы; разработана концепция экологической валидности теста; предложен средовой подход к развитию и диагностике способностей, а также типология психодиагностических ситуаций; экспериментально выявлена зависимость валидности теста как от ситуативных влияний, так и от мотивации испытуемого. Другое направление исследований Д. было связано с разработкой структуры общих познавательных способностей (интеллект, кpеативность, обучаемость) и выявлением факторов социальной микросреды, оказывающих влияние на развитие креативности детей. Было установлено, что развитие креативности больше зависит от влияния среды, чем от интеллекта. Для исследований им были разработаны методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх. Большое значение Д. придавал обоснованию процедур описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, в частности двумерной классификации психологических методов («Структура и логика психологического исследования», 1993;1994); разработке теоретических основ проблемы развития способностей их диагностике («Психологическая диагностика способностей: теоретические основы». Части 1-2. М., 1990; «Развитие и диагностика способностей»/Под ред. Д. и В.Д. Шадрикова. 1991; «Психология общих способностей», М., 1995). Им был сконструирован тест математических аналогий (используемый для диагностики математических способностей), созданы методики диагностики мнемических способностей и способности к манипулированию пространственными представлениями на учебном материале. Для объяснения связей результатов тестирования интеллекта и жизненных показателей Д. предложил модель интеллектуального диапазона и разработал концепцию когнитивного ресурса («Когнитивные способности», М., 2001). В круг интересов Д. входили и проблемы социальной психологии. В 1996 г. он опубликовал монографию «Семья в европейской культуре», а затем «Психология семьи», (М., 1997). Большое внимание им уделялось созданию учебников по психологии для гуманитарных вузов. Под его редакцией вышли учебники для бакалавров, включающие конкретные области психологии, и ориентированные на специалистов в той или иной гуманитарной области (например, на экологов, юристов, экономистов, социальных работников и т.п.). (Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. Д., СПб., 2001, т.1-3).

Л.А. Карпенко