ДРУЖИНИН Владимир Николаевич(1955 – 2001)- российский
психолог, специалист в области методологии психологии, психологического
образования, психологии способностей и психодиагностики. Автор концепций экологической валидности теста и когнитивного ресурса. Д-р
психологических наук (1991), профессор МГУ им. М.В. Ломоносова и МГПУ (с 1993).
Был членом бюро молодежной секции Общества психологов СССР, членом секции
Комиссии по работе с молодежью Президиума АН СССР. Гл. pед.
журнала "Психологическое обозрение". Лауреат премий: С.Л. Рубинштейна
Президиума РАН (1996); Президента РФ в области образования (1998). Окончил фак-т психологии и биологии Ярославского Государственного
ун-та (1978). Ученик В.Д. Шадрикова. С 1979 работал в ИП РАН, заведовал
лабораторией психологии способностей и профессионально важных качеств (с 1991),
был заместителем директора ИП РАН по научной работе (1992 – 2000). Большое
внимание уделял проблемам психологического образования, был одним из
организаторов и ректором Психологического колледжа при ИП РАН (1993-1995). С 1995 г. – директор Института
психологии гуманитарных наук (при РАH), с 1999 –
ректор Института практической психологии ИМАТОН (Санкт-Петербург). Научные исследования Д. первоначально были посвящены проблемам
дифференциальной психометрики: была разработана обобщенная вероятностная модель
теста и ее модификации, позволяющие определить необходимое и достаточное
количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа,
необходимый тип измерительной шкалы; разработана концепция экологической
валидности теста; предложен средовой подход к развитию и диагностике
способностей, а также типология психодиагностических ситуаций;
экспериментально выявлена зависимость валидности теста
как от ситуативных влияний, так и от мотивации испытуемого. Другое направление
исследований Д. было связано с разработкой структуры общих познавательных
способностей (интеллект, кpеативность, обучаемость) и
выявлением факторов социальной микросреды, оказывающих влияние на развитие
креативности детей. Было установлено, что развитие креативности больше зависит
от влияния среды, чем от интеллекта. Для исследований им были разработаны
методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх. Большое значение Д. придавал обоснованию процедур описания
структуры и процесса психологического эмпирического исследования, в частности
двумерной классификации психологических методов («Структура и логика
психологического исследования», 1993;1994); разработке теоретических основ
проблемы развития способностей их диагностике («Психологическая диагностика
способностей: теоретические основы». Части 1-2. М., 1990; «Развитие и диагностика способностей»/Под ред. Д. и В.Д.
Шадрикова. 1991; «Психология общих способностей», М., 1995). Им был
сконструирован тест математических аналогий (используемый для диагностики
математических способностей), созданы методики диагностики мнемических
способностей и способности к манипулированию пространственными представлениями
на учебном материале. Для объяснения связей результатов тестирования интеллекта
и жизненных показателей Д. предложил модель интеллектуального диапазона и
разработал концепцию когнитивного ресурса («Когнитивные способности», М.,
2001). В круг интересов Д. входили и проблемы социальной психологии. В 1996 г. он опубликовал
монографию «Семья в европейской культуре», а затем «Психология семьи», (М.,
1997). Большое внимание им уделялось созданию учебников по психологии для
гуманитарных вузов. Под его редакцией вышли учебники для бакалавров, включающие
конкретные области психологии, и ориентированные на специалистов в той или иной
гуманитарной области (например, на экологов, юристов, экономистов, социальных
работников и т.п.). (Психология. Учебник
для гуманитарных вузов/Под общ. ред. Д., СПб., 2001, т.1-3).
Л.А. Карпенко