ДУБРОВИНА
Ирина Владимировна (р. 1935) - российский психолог, специалист в области возрастной
и педагогической психологии, психологии развития, консультативной психологии.
Является основателем детской практической психологии, разработчиком и
организатором школьной психологической службы. Д-р психологических наук (1989),
профессор (1992), чл.- кор. РАО (1995), д. чл. РАО (2000). Гл. ред. журнала
«Детский практический психолог». Награждена медалью
К.Д. Ушинского (1995). Окончила в 1958 г. фак-т русского
языка, литературы и истории МГПИ им. В.П. Потемкина. Профессиональную
деятельность начала в качестве учителя русского языка Московской школы
(1958-1963). Поступив в 1963 в аспирантуру ИП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), окончила
ее в1966, защитив канд. дис. «Анализ компонентов математических способностей в
младшем школьном возрасте» (1967). С 1966 г. по настоящее время работает в ПИ РАО. В
1976 стала зав. лабораторией Психологии формирования личности, которой до этого
руководила Л.И. Божович.С 1978 по 1992 была зам.
директора ПИ РАО по научной работе. В 1988 г. защитила докт. дис.: «Теоретические
основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы». С 1992 г. заведует
лабораторией «Научных основ детской практической психологии». Основное
направление научных исследований Д. первоначально было связано с проблемами
генезиса возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Ею изучался переходный период от подросткового к юношескому
возрасту, впервые ставший предметом систематизированного исследования.
(«Формирование личности в переходный период: от подросткового
к юношескому возрасту», 1987). На значительной выборке учащихся изучалась
познавательная мотивационно-потребностная сфера, самосознание и др. стороны
личности. Результаты были опубликованы в коллективной монографии: «Особенности
обучения и психического развития школьников 13-17 лет» (1988). Детальный анализ
формирования личности старших школьников был представлен в монографии
«Формирование личности старшеклассника» (1989) и книге: «Формирование личности
в онтогенезе» (1992, ред. и соавт.). С конца 1970-х гг. под руководством Д. проводилось
изучение специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В
результате многолетних исследований были выявлены причины особого типа
психического и личностного развития детей, воспитывающихся в интернатах
(«Психическое развитие воспитанников детского дома»/ ред. совм. с М.И.
Лисиной,1990). В 1980 г.
по инициативе вице-президента АПН СССР Ю.К. Бабанского Д. начала работу по
организации в стране школьной психологической службы. Под ее руководством было
разработано «Положение о психологической службе образования», а также ряд
Положений о центрах психологических служб, составляющих основу деятельности
психолога в системе образования. Исследуя теоретические и
прикладные проблемы детской практической психологии, Д. разработала основные
положения и функциональные обязанности практического психолога в школьных и
дошкольных учреждениях, его роль в создании благоприятных условий психического
развития детей; предложила подходы к выявлению и развитию потенциальных
возможностей детей; проанализировала проблемы диагностики, а также развития
способностей и творческой активности детей как одной из форм коррекционной
работы практического психолога. Опубликовала серию книг и практических
пособий по службе практической психологии образования: «Школьная психологическая
служба: вопросы теории и практики» (1991); «Рабочая книга школьного психолога»
(1991); «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической
службы» (1994). Разработала программу подготовки практических психологов
образования.
Л.А.
Карпенко, А.Н. Коновалов