ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859 - 1952) -
американский философ, психолог и педагог. Образование получил в Вермонтском
ун-те и колледже Хопкинса (д-р философии, 1884). С 1889 г. - профессор
философии в Мичиганском ун-те, затем в Миннесотском,
Чикагском и Колумбийском. Президент Американской психологической и философской
ассоциации (1889-90), первый президент Американской ассоциации университетских
профессоров. Читал многочисленные гостевые лекции в Китае, Японии, Англии. Д. -
автор первого американского учебника по психологии. На основе философии Гегеля
развивал представления, согласно которым сознание и мышление человека
обусловлены содержанием практических действий. Основная функция интеллекта -
установление наиболее эффективных отношений с объектами окружающего мира. В
преобразовании ряда проблемных ситуаций у индивида формируется опыт, который
представляет собой единство субъекта и объекта. Дьюи выделил несколько этапов
исследовательской деятельности: возникновение чувства затруднения, определение
его содержания и границ, выдвижение гипотез о разрешении проблемы, выведение
конкретных следствий из гипотезы, фиксация данных, приводящая к принятию или
отклонению гипотезы. Для реализации своих идей Д. открыл в Чикаго
экспериментальную начальную школу. Однако из-за разногласий с университетским
советом по поводу управления школой вынужден был перейти в Колумбийский
университет. В своей журнальной статье в 1896 г.("Psychological Review",
№3) Д. критиковал механистическое истолкование формулы
"стимул-реакция", которое, по его словам, оставляет нас с
"вывихнутой психологией" (это было за 20 лет до появления
бихевиоризма Уотсона) и подчеркивал, что стимул и реакцию следует рассматривать
как две стороны одного функционального взаимодействия, осуществляемого
организмом в процессе формирования отношений с окружающей средой.
Образование должно учить ребенка решению реальных задач, а не зазубриванию
чего-либо наизусть. Влияние Д. проявилось в наибольшей степени в вопросах
образования. На русский язык были переведены две его книги: "Психология и
педагогика мышления", М., 1915 и "Введение в философию
воспитания", М., 1921. Наиболее известные его сочинения: "Essays in Experimental Logic", Chi., 1918; "Human
Nature and Conduct", N.Y., 1930; "Problems of Men", N.Y., 1946;
"Experience and Nature", N.Y., 1958; "Reconstruction in
Philosophy", Boston, 1970.
Л.А.
Карпенко, И.М. Кондаков,