ДУНКЕР (Duncker) Карл (1903 – 1940) -
немецко-американский психолог. Образование получил в Берлинском ун-те и ун-те
Кларка (1923-1928, магистр, 1926; д-р
философии, 1929). С 1930 г. работал в качестве ассистента в
Психологическом ин-те Берлина, после переезда в США - в ун-те Кларка. По
методологическим представлениям Д. был близок гештальтпсихологии. Начинал свои
психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и
фона. Известен прежде всего своими исследованиями
продуктивного мышления. Открыл эффект "функциональной
закрепленности", заключающийся в том, что используемые каким-то
определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924 г. вместе с К. Зенером
провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам:
механическое повторение решения проблемных задач ведет к ухудшению результатов
при решении новых задач. Экспериментально, на своих студентах, которых он
просил рассуждать вслух, показал, что понимание происходит постепенно и
градуированно. Процесс решения проблемы включает в себя ряд последовательных
переформулирований проблемы, которые совершаются до тех пор, пока не находится
формулировка, для которой есть средства разрешения. Таким образом, решение
задачи состоит из качественно различных фаз: из фазы нахождения принципа
("функциональное решение задачи") и фазы реализации
("окончательное решение"). Д.автор трудов: «A qualitative (experimental and theoretical) study of productive
thinking (solving of comprehensible problems)» / J. Genetic Psychology. 1926, 33; в рус. пер.: Качественное
(экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления /
Психология мышления. Сб. пер. с нем. и англ. - М.,
1965, стр. 21-85; «On problem-solving» / Psychological Monogr. 1945, 58; в рус. пер.: Психология продуктивного
(творческого) мышления / Психология мышления. Сб. пер. с
нем. и англ. М., 1965.
И.М.
Кондаков