ЕРШОВ
Петр Михайлович (1910 - 1994) - русский актер, режиссер, теоретик театра,
исследователь психологии человеческого поведения. Кандидат искусствоведения
(1947). В 1935 г.
окончил Театрально-литературную мастерскую под руководством А.А. Дикого. С 1936
по 1944 г.
Е. - актер Театра-Студии А.А. Дикого, БДТ им. М. Горького, Фронтового театра и
др. С 1944 г.
целиком посвятил себя научно-исследовательской, режиссерской и педагогической
работе. Поставил более двадцати спектаклей в разных театрах страны. Преподавал
в театральных вузах Москвы и Владивостока. Е. внес значительный вклад в
разработку идей К.С. Станиславского о специфике творчества актера, разработал
оригинальную классификацию действий, опираясь на естественнонаучные
представления о выразительности человеческого движения, исследовал природу
режиссерского искусства как борьбу (общение), раскрыл закономерности
взаимосвязи потребностей, мотивации и выразительных особенностей поведения.
Исследуя проблему выразительности действий, Е. настаивал на неразрывности связи
психического и физического, внутреннего и внешнего ("Технология актерского
искусства", 1959, 1992). В каждом действии он предлагал видеть три
слагаемых элемента: оценку, пристройку и воздействие, что вооружало актера
технологией актерского искусства. Суть ее состояла в технике бессловесных
действий, технике словесных действий и параметров взаимодействий (борьбы). По мнению Е., как музыка складывается из нот, так человеческая речь
состоит из одиннадцати простых способов словесных воздействий: звать,
объяснять, отделываться, удивлять, предупреждать, просить, приказывать,
узнавать, утверждать, упрекать, ободрять. При этом
общение людей может быть "измерено" по пяти основным параметрам -
шкалам: наступление - оборона, дело - позиция, сила - слабость, дружественность
- враждебность, добыча информации - выдача информации ("Режиссура как
практическая психология", 1972). С начала 60-х годов Е. совместно с
физиологом, академиком П.В. Симоновым приступил к изучению связи поведения с
мотивами и потребностями человека. ("Темперамент.
Характер. Личность.", 1984, в соавт. с П.В. Симоновым;
"Потребности человека", 1990). В своей последней работе
"Искусство толкования: Режиссура, как художественная критика"(1973,
1992) Е. исследует вопросы толкования поведения и переживаний человека,
взаимосвязи желаний, целей, нужд и потребностей. Называя истоки многообразия
желаний, Е. в классификацию потребностей человека включает не только
биологические, социальные и идеальные, но и потребность в преодолении
препятствий (воля), в вооруженности, этнические и идеологические потребности.
Открытия и разработки Е. имели большое значение для измениея понимания
"жизни человеческого духа" (К.С. Станиславский), очищения
театрального искусства от рутинных представлений о творческом процессе, для
использования науки о театре в смежных областях человековедения: философии,
педагогике, психологии, литературоведении и т.п.
А.П. Ершова