http://persons-info.com/userfiles/image/persons/60000-70000/67000-68000/67631/ELKONIN_Daniil_Borisovich_1_s.gifЭЛЬКОНИН Даниил Борисович (1904 – 1984) – российский психологи педагог, специалист в области детской и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1962), профессор (1965), чл.-кор. АПН СССР (1968). Ученик и один из ближайших сотрудников Л.С. Выготского. Окончил психоневрологическое отделение ЛГПИ (1927). Педагогическую деятельность начал в 1922 в Дергачевской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская обл.). Вел научно-педагогическую работу в ЛГПИ (с 1928), Ленинградском коммунистическом педагогическом ин-те (с 1938). Разрабатывал основные идеи детской психологии в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. С 1936 г., после постановления «О педологических извращениях в системе наркомпроса» был уволен и работал учителем начальной школы. В это же время разрабатывал букварь для народов Крайнего севера. Написал книгу «Развитие устной и письменной речи школьников» (изданную только в 1999 г.) и в 1940 г. защитил по ней канд. дис. В 1941-1945 был в действующей армии. С 1945 работал в Военно-педагогическом ин-те Советской Армии (Москва). С 1946 по совместительству в НИИ ОиПП. С 1953 г. – с.н.с. НИИ ОиПП АПН СССР. С 1958 возглавлял лабораторию психологии детей младшего школьного возраста, в которой вместе с В.В. Давыдовым разрабатывал теорию учебной деятельности. В 1960 защитил докт. дис. по монографии «Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет)». В 1963 возглавил лабораторию психологии подростков, где вместе с Т.В. Драгуновой разрабатывал теорию подросткового возраста. В 1968 – зав. лаб. диагностики психического развития школьников, в 1979 г. – лабораторию психологии детей шестилетнего возраста». На основе культурно-исторической и деятельностной теории Э. были созданы концепция периодизации детских возрастов и теория игры («Психология игры», М., 1978), гипотеза об историческом происхождении периодов детства, гипотезы о строении ведущих деятельностей в преддошкольном, дошкольном и младшем школьном возрастах. Э. разработал эффективный метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари (1961; ч1-2, 1969-1972). В последние годы изучал психические особенности детей шестилетнего возраста в связи с включением их в систему школьного обучения. Основные соч. Э. опубликованы в виде «Избранных психологических трудов», М., 1989.

Б.Д. Эльконин