ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович (1904 – 1984) – российский
психологи педагог, специалист в области детской и педагогической психологии.
Д-р психологических наук (1962), профессор (1965), чл.-кор.
АПН СССР (1968). Ученик и один из ближайших сотрудников Л.С. Выготского.
Окончил психоневрологическое отделение ЛГПИ (1927). Педагогическую
деятельность начал в 1922 в Дергачевской колонии для малолетних
правонарушителей (Полтавская обл.). Вел научно-педагогическую работу в
ЛГПИ (с 1928), Ленинградском коммунистическом
педагогическом ин-те (с 1938). Разрабатывал основные идеи детской психологии в
русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. С 1936 г., после постановления
«О педологических извращениях в системе наркомпроса» был уволен и работал
учителем начальной школы. В это же время разрабатывал букварь для народов
Крайнего севера. Написал книгу «Развитие устной и письменной речи школьников»
(изданную только в 1999 г.)
и в 1940 г.
защитил по ней канд. дис. В 1941-1945 был в действующей армии. С 1945 работал в
Военно-педагогическом ин-те Советской Армии (Москва).
С 1946 по совместительству в НИИ ОиПП. С 1953 г. – с.н.с. НИИ ОиПП АПН СССР. С 1958
возглавлял лабораторию психологии детей младшего школьного возраста, в которой
вместе с В.В. Давыдовым разрабатывал теорию учебной деятельности. В 1960
защитил докт. дис. по монографии «Детская психология (развитие ребенка от
рождения до семи лет)». В 1963 возглавил лабораторию психологии подростков, где
вместе с Т.В. Драгуновой разрабатывал теорию подросткового возраста. В 1968 –
зав. лаб. диагностики психического развития школьников, в 1979 г. – лабораторию
психологии детей шестилетнего возраста». На основе культурно-исторической и
деятельностной теории Э. были созданы концепция периодизации детских возрастов
и теория игры («Психология игры», М., 1978), гипотеза об историческом
происхождении периодов детства, гипотезы о строении ведущих деятельностей в
преддошкольном, дошкольном и младшем школьном возрастах. Э. разработал
эффективный метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов,
составил экспериментальные буквари (1961; ч1-2, 1969-1972). В последние годы
изучал психические особенности детей шестилетнего возраста в связи с включением
их в систему школьного обучения. Основные соч. Э.
опубликованы в виде «Избранных психологических трудов», М., 1989.
Б.Д.
Эльконин